Высказывания Юсси Халла-ахо о том, что Евросоюз, НАТО и США должны остановить «русские полчища» прежде, чем посреди Европы возникнет новый Алеппо, вызвали политическую бурю. Вместе с тем началась дискуссия о том, кому и что можно говорить в нынешней нестабильной ситуации в области внешней политики и политики безопасности. Самый щекотливый момент — членство Финляндии в НАТО, — считает Тимо Хаапала.
Ilta-Sanomat, 02.03.2022. Timo Haapala
Недолго успел Юсси Халла-ахо проработать главой парламентской комиссии по иностранным делам прежде чем и ему удалось вызвать политические бурления. Группа членов комиссии выходит из неё из-за высказываний Халла-ахо.
Дело в том, что во вторник Халла-ахо опубликовал твит, адресованный НАТО, США и ЕС о том, что «русские полчища» нужно остановить, пока посреди Европы не появился новый Грозный или Алеппо.
Кроме того, с тем же посылом он выступил в Хельсингин Саномат. Он выразил уверенность в том, что военное вмешательство запада неизбежно и лучше бы оно произошло раньше, чем позже.
Таким образом он подготовил почву для шторма.
Так, заместитель председателя Эркки Туомиоя заподозрил, что рассчитывающий на столкновение России и НАТО Халла-ахо хочет «третьей мировой войны».
Эта же мысль прозвучала и из уст других членов комиссии.Утром к дискуссии присоединился спикер парламента Матти Ванханен.
Он отправил агентству STT письмо, в котором предостерёг о вероятности неправильной трактовки официальной позиции Финляндии по войне на Украине:
«Внешнеполитический курс Финляндии находится в ведении президента и государственного совета, и все мы должны заботиться о том, чтобы за пределами Финляндии не возникло неверного представления об официальной позиции нашей страны», — написал он.
Адресат этого послания очевиден — это Халла-ахо. Ванханен утверждает, что считает необходимым, чтобы депутаты, выражая своё мнение, уточняли, в какой роли они выступают.
Желая того или нет, но Халла-ахо продемонстрировал, насколько трудной является проблема российского вторжения на Украину и его последствий для внешнеполитического руководства Финляндии.
Поэтому Халла-ахо следовало бы лучше подумать о своей нынешней роли.
Вчера лидеры четырёх парламентских партий в телеэфире говорили о новой позиции в области политики безопасности — после того, как обсуждение этого прошло в парламенте.
Действия России и совершенно преступное нападение Владимира Путина на Украине были подвергнуто осуждению. Финляндия последовала примеру Германии и направляет на Украину оружие.
В целом видение ситуации у партий на редкость единодушное. Связи с Россией не вернутся на прежний уровень, в вопросе увеличения военного бюджета царит единогласие, равно как и в вопросе санкций.
При этом Коалиционная партия и Истинные финны также хотят разрыва Оттавского договора и возвращения противопехотных мин, в то время как центристы и социал-демократы колеблются. Президент Ниинистё тоже дал понять, что такие мины было бы неплохо иметь в наличии.
Кроме того, в понедельник Yle провели опрос, в котором впервые большинство финнов высказалось за подачу запроса на вступление в НАТО — поддержка составила 53%.
Это изменение произошло в течение недели. И вот с этим финскому руководству придётся сложнее. Дискуссии о членстве в НАТО теперь не избежать, хоть это и щекотливый вопрос. История разворачивается на глазах, и Финляндии трудно поспеть за сдвигом литосферных плит.
Просто всё происходит слишком быстро, не укладывается в финский стиль, который подразумевает кропотливую работу во всём, что касается внешней политики и политики безопасности.
Такое впечатление, что политики начинают понимать, что в условиях кризиса решения о союзничестве не принимаются путём опросов, на площадях или в соцсетях.
Об этом и предупреждает Ванханен: внешнеполитическими и оборонными вопросами занимается президент в сотрудничестве с госсоветом.
Окончательные решения принимает парламент. Неверные сигналы от Финляндии нежелательны. Премьер-министр Санна Марин вчера в прямом эфире Yle озвучила главный вопрос:
— Если Россия перейдёт границу, останемся ли мы в этой ситуации одни?
В понедельник в этой же студии президент Саули Ниинистё был явно осторожен — особенно в выражении своего отношения к НАТО.
Было такое ощущение, что результат опроса стал для него неприятным сюрпризом.
Коалиционная партия в лице своего лидера Петтери Орпо говорит об этом вопросе с той же интонацией, что и Ниинистё, хотя коалиция поддерживает вступление в НАТО. В рядах партии выступление президента подверглось критике.
Лидер центристов Анника Саарикко вчера отметила роль Ниинистё как руководителя во внешней политике и напомнила о парламентской солидарности.
О важности сдержанности говорит и бывший премьер Финляндии Александер Стубб, который отмечает, что следует избегать поспешных действий. Он утвреждает, что доверяет внешнеполитическому руководству.
В том числе не следует спешить и с запросом членства в НАТО.
Саарикко говорит о том, что позиция центристов будет сформулирована на июньском съезде партии в Лаппеенранте.
И всё же речь идёт о том, что история сейчас меняется настолько быстро, что не будет принимать во внимание график центристов, да и чей бы то ни было ещё.
Дисклеймер в связи с обострением информационного противостояния.
1. Публикуемые на этом канале материалы призваны продемонстрировать состояние внутреннего инфополя в Финляндии — стране, входящей в Европейский союз.
2. На канале публикуются переводы материалов финских СМИ, направленных на внутреннюю, финскую аудиторию.
3. На канале не публикуются переводы «горячих» новостей на актуальную тематику, достоверность которых проверить затруднительно, — лишь мнения финских специалистов, журналистов и высказывания финских политиков и официальных представителей власти.
4. Комментарии временно закрыты.