Найти тему
Синий Сайт

Батальные сцены, ч 2: основные ошибки (обмен опытом)

Часть 1

► Третья ошибка: Отсутствие рисунка

Бой – это не только описание ударов, это рисунок. Так вот, этот рисунок нужно разукрасить, иначе получится только голый скелет. Читатель должен «чувствовать» то, что происходит во время боя: видеть врагов и союзников, слышать звон стали, чувствовать вкус крови, грязь, дождь, пот, ощущать мозоли от доспехов, холод или жару. Подключение всех рецепторов поможет не только передать нужную атмосферу, а и заставить читателя почувствовать себя участником боя. Главное, не переборщить и не напихать лишнего, потому что основой всегда остается сам бой. От переизбытка красок и описаний основная линия потеряется, и читатель запутается.

Теперь поговорим о местности, где эти звуки-чувства будут уместны. Согласитесь, указывать запах перегара посреди поля или описывать дождь в трактире неуместно, разве что мельком упомянуть капли, которые барабанят по подоконнику. Каждое следующее ощущение должно подстраиваться под предыдущее, дабы избежать абсурда.

Описание местности должно быть таким же реальным, как и сам бой. Если это лес, опишите шум листвы, треск веток под ногами, запах мха и коры. Если это поле, расскажите читателю о шорохе травы, о небе, о ветре. А если Вы пишете о морском побережье, «нарисуйте» волны, камни или песок, добавьте звуки воды и соленый запах. Только сильно не увлекайтесь, воин пришёл на сражение, а не в музей. Описания природы лучше поставить в начале боя или после. И перед смертью героя упомяните впечатления последних мгновений жизни…

Здесь же хочется добавить, что нельзя забывать об особенностях рельефа. Если это холмистое поле с оврагами – туда не пустишь конных воинов, которым легче на равнине, зато в самых неожиданных местах можно расположить лучников, копьеносцев, воинов с пращами, драконов, пушки…

Если речь идёт о морском сражении – можно вначале показать, как один корабль догоняет другой, как идёт игра с постоянной сменой штурма… А потом, в зависимости от эпохи – можно сцепить два корабля абордажными крючьями, чтобы образовать одно поле – и уже будет «бой с препятствиями»: борта кораблей, канаты, трапы…

А ещё есть воздушный бой! Маневрирование вертолётов в воздухе, прицелы пушек… Не забыть бы про ветер, шум двигателей, высоту… Воздушные ямы, ударные волны, предваряющие грохот вспышки.... Перепад давления, холод высоты, отдача орудийных выстрелов...

А космические корабли, которые тоже участвуют в войнах? Огромные, скрытые под слоями щитов базы и маневренные крохотные шаттлы... Здесь можно рассказать о квантовом и гравитационном оружии, которое работает и в вакууме (обычное в космосе действовать не будет), о метеоритных дождях, о созданных для действий в критических внешних условиях киборгах и роботах, о далёких звёздах… Вроде бы война – совсем грустная и отвратительная вещь – а сколько, оказывается, красоты можно найти даже в ней…

► Четвертая ошибка: боль, усталость, раны

Обычно о боли забывают. Точнее, о боли главного героя, который тоже человек (эльф, гном и так далее). Его ударили в плечо, а он даже не почувствовал. То ли автор просто забывает описать боль, то ли, опять же, просто не знает, как это сделать.

Бывает и такое, что автор описывает безмерную храбрость и терпимость: воин лишился руки, ноги, щита, но он все равно доблестно отбивает удары мечом, пусть и не так ловко, как в начале боя, в силу усталости, и старается не думать о боли. Я уже молчу о кровотечении, при котором человек умудряется сражаться как живчик, совершенно не думая о том, что на полу уже более двух литров его крови. Ну не может быть такого! У обескровленного существа просто нет давления в артериях и венах, чтобы кровь достигала мозга. Один пропущенный удар – уже боль, которую чаще всего игнорировать не удается. Я понимаю, что адреналин притупляет боль, но не настолько же, чтобы пережить, фактически, ампутацию конечности без наркоза и не умереть от болевого шока!

Когда воин пропускает удар – даже слабый – врукопашную, боль все равно отвлекает его внимание, да и потом возможны последствия: кружится голова, темнеет в глазах, звенит в ушах и так далее. Бывает, что человек падает или роняет оружие, после чего он не сразу, а то и вовсе не может подняться.

Усталость, в отличие от боли, чувствует каждый. Самый выносливый богатырь – пусть он и не пропустил ни единого удара – не будет сражаться всю ночь без остановки. А теперь прибавьте ко всему вес доспехов и оружия: пятнадцать минут непрерывных атак – и воин выдыхается. Даже если только отбивать удары, выносливости хватит на час. Ведь сила каждого удара впитывается щитом, оружием, и передаётся в мышцы и кости воина. А если учесть и ранения, полученные во время боя…

Но здесь тоже есть исключение: состояние аффекта в самых критических ситуациях, когда тело работает на пределе своих сил, ломая самое себя, состояние берсерка. Известен, например, случай, когда мать, на ногу ребёнка, на которого чуть не наехала машина, просто приподняла автомобиль за покрышку и отодвинула. Машина от толчка остановилась, а мать так и не смогла рассказать, как она это сделала…

Но такое бывает очень и очень редко, лишь когда герою действительно есть, за что бороться. Собственная жизнь, как показывает практика, к этому не относится.

► Пятая ошибка: животные

Хотелось бы напомнить, что иногда в битвах участвуют и животные (чаще всего это лошади, но бывают и боевые слоны, и прочие драконы-верблюды-пауки, и так далее). Так вот, их тоже необходимо одевать в доспехи, и, так же как и у людей, такие доспехи ни в коем случае не одеваются на голое тело, без попоны. К ней можно добавить специальную шапочку и… гетры. А уже потом рядить животное в кольчужную попону, сбрую, наколенные щитки, шлем, седло…

Стоит отметить, что если воины останавливаются на ночлег, то им с животных необходимо весь металлолом снять, шкуры их протереть, сверху сухое покрывало или ещё одну попону накинуть, если на улице холодно... А с утра заново всё снаряжение прилаживать…

И, да: животные тоже устают, поэтому круглосуточная езда в седле неделю подряд, которая иногда встречается в книгах – утопия. Да, персонаж может ухитриться как-то заснуть в седле – но лошадке же тоже отдых нужен, она не железная. И не забываем менять подковы!

Лошадям ещё необходима и пища. Они травоядны – питаются сеном, овсом, ячменем, некоторыми фруктами, овощами и крупами.

Нужно всегда носить с собой хоть что-нибудь из еды для животных так же, как персонажи носят еду для себя.

А еще необходимо правильно описывать животное: к примеру, масть нашего коня. Вороной – полностью черного цвета. Гнедой – обладатель черной гривы, а корпус животного может быть разнообразных оттенков: от огненно-рыжего до почти черного. Рыжая лошадь похожа на гнедую рыжего оттенка за исключением гривы – она такого же цвета, как и корпус. Белая лошадь на самом деле относится к породе светло-серых лошадей. Также является множество оттенков, примесей, гибридов и более редких мастей лошадей, таких как бурые, каурые, изабелловые, соловые, чубарые и т.д. Подробнее о них можно прочитать в разнообразных специальных источниках. Очень неплохо знать наименование разных частей тела животного, а также его повадки и особенности.

Подводим итоги:

1. Создавайте своих персонажей не супергероями, а реальными людьми, которые так же легко могут получить ранения в бою, как рядовые воины.

2. Не забывайте о том, что человек помимо адреналина в бою может чувствовать усталость, боль, страх, голод и т.д.

3. «Рисуйте» происходящее. Не пишите одни только действия, забывая о фоне. Фон помогает поверить читателю в то, что Вы пишите, и перенестись прямо в гущу событий.

4. Помните, что животные не только являются средством передвижения, а и живыми существами, за которыми нужно ухаживать.

5. Учитывайте тяжесть доспехов, умейте различать те виды оружия, о которых пишете, понимайте – все термины, которые Вы «понавешивали» на персонажа, Вы должны знать и представлять, что он обозначают.

И последнее: не каждому войску суждено воевать. Иногда может произойти такое событие, которое остановит войну и примирит заклятых врагов. Только нужно быть реалистами: битва - не шахматы, чтобы во всех случаях после смерти короля прекратиться. Причина должна быть действительно серьёзной.

И совсем редкий случай: иногда два противника, поняв, что они равны по силе физической и духовной, могут разойтись мирно и чуть ли не стать друзьями. Просто потому, что их силы равны, а опыта хватит на то, чтобы оценить с одного взгляда друг друга. Но это – ещё одно исключение, до которого даже Мэри Сью расти и расти…

В любом случае, лучшее сражение – то, которое не началось, а мир гораздо лучше самой грандиозной победы.

Авторы:
Dynamite и Natasha
Статья на сайте

Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #