С четверга прошлой недели российский рынок и рубль лихорадит. В отношении России вводятся все новые санкции, и эксперты не успевают осмыслить последствия одних, как появляется информация о новых. Однако как бы ни было сейчас тревожно, главное — не паниковать и попытаться сохранить трезвость решений. Именно об этом в один голос говорят все эксперты, у которых «Московские новости» решили узнать, что будет с рублем и как спасти свои деньги.
На момент написания этого материала известно следующее.
Россию частично отключают от системы SWIFT
- Решение пока только анонсировано. Также неизвестно, о каких именно банках идет речь. Однако уже ясно, что среди них будут те, которые уже попали под американские санкции, — ВТБ, «Открытие», Совкомбанк и Новикомбанк. Все их активы за рубежом заморозят, и работать с ними иностранным компаниям запретят.
- в США должны быть закрыты, что лишит банк возможности совершать транзакции в долларах. Как пояснил в своем выступлении в четверг президент США Джо Байден, более мягкие санкции на «Сбер» были наложены в связи с его высокой значимостью для населения России. Исходя из этого, можно предположить, что «Сберу» SWIFT не отключат, хотя гарантии нет.Со «Сбером» сложнее — он попал под ограниченные санкции: в течение 30 дней все его корсчета
При полном отключении российских банков от SWIFT прекратится экспорт нефти и, что сейчас даже важнее, газа из России — по причине невозможности расчетов. Так что это, скорее всего, не произойдет. Во всяком случае, пока.
- Кого оставят. По мнению Сергея Хестанова, советника по макроэкономике гендиректора «Открытие Инвестиции», при отключении SWIFT, скорее всего, некоторые банки оставят как «шлюз» между SWIFT и российской системой передачи финансовых сообщений (СПФС), созданной в 2014 году именно на случай отключения от SWIFT.
Что будет с банковскими картами
В России: у нас действует СПФС, а следовательно, все пластиковые карты даже подсанкционных банков работают и для совершения платежей, и для снятия наличных.
Санкционные банки. У них перестали работать сервисы Apple Pay и Google Pay, но, по уверению ЦБ, «стандартная контактная или бесконтактная оплата по карте доступна в полном объеме на всей территории России». Скорее всего, работать они будут и в случае отключения от SWIFT.
За границей. Здесь с 26 февраля карты банков, находящихся под санкциями, перестали работать.
Экономист Яков Миркин предполагает следующие сценарии в зависимости от санкций.
Пока карточки банков, не попавших под санкции, за границей работают. Как полагает Яков Миркин, вряд ли будут трогать карточки российских «дочек» иностранных банков — например, «Райффайзена» или Ситибанка. Но мы не знаем, каковы будут антисанкции с российской стороны, предупреждает эксперт, и не захотят ли Visa и Mastercard вообще покинуть Россию.
В итоге вряд ли сейчас стоит лихорадочно открывать новый карточный счет — особенно если вы не собираетесь за границу. Если собираетесь и у вас карта банка, попавшего под санкции, есть смысл открыть счета в двух банках: надежном российском частном банке, не связанном с государством, и в «дочке» иностранного банка. Но делать это тоже не надо прямо завтра — подождите, пока не появится больше ясности с отключением SWIFT и российским ответом на санкции. Скорее всего, ждать придется недолго.
Единственное — картой попавших под санкции банков теперь нельзя оплачивать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Но самые популярные онлайн-магазины — такие как AliExpress или La Redoute, уже имеют свои российские «дочки», так что вряд ли с покупкой в них будут проблемы. Опять же — пока. Так как неизвестно, не уйдут ли они из России — ведь им-то тоже надо как-то выводить за границу полученные от вас деньги.
Угроза резервам
Впрочем, поездки за границу и онлайн-шопинг — сегодня вряд ли самое актуальное. Гораздо больше людей волнует курс рубля и сохранность своих накоплений — многих напугало высказывание депутата Госдумы от КПРФ Николая Арефьева о том, что в случае жестких западных санкций сбережения россиян могут быть конфискованы.
Яков Миркин не слишком верит в такую перспективу. В нынешней ситуации более вероятны частичные ограничения: лимиты на снятие денег, лимиты на ту часть вклада, которая может быть использована, ограничения на хождение валюты и т.п.
Если в пятницу ЦБ сумел валютными интервенциями погасить панику, и доллар, взлетевший до 90 рублей, упал ниже значимого уровня в 85 рублей, то вечером в субботу появилось тревожное сообщение о том, что страны G7
могут наложить санкции на золотовалютные активы (ЗВР) Банка России. А это серьезная угроза курсу рубля.
Дело в том, что до сих пор все аналитики исходили из того, что Россия, обладая одними из крупнейших в мире ЗВР, может просидеть в санкционной «осаде» годы.
Но российские золотовалютные резервы — это не только физическое золото. Большая часть ЗВР хранится в иностранных юрисдикциях в виде государственных облигаций соответствующих стран, безналичной валюты и в других консервативных инструментах. И если находящиеся в России резервы неподвластны санкциям, то иностранные вложения ЦБ можно заморозить.
Хорошие новости в том, что, по данным аналитиков, в последние полгода ЦБ делал крупные закупки наличной валюты. Кроме того, регулятор приобретал золото — и, как заявили в ЦБ 28 февраля, планирует это делать дальше.
Учитывая, что резервы в МВФ не подлежат блокировке, можно предположить, что общая доля ЗВР, которыми сможет распоряжаться Банк России, — от 25% до 50%. Для того чтобы поддержать экономику на том же уровне производства и потребления, этого мало. Однако этого хватит, чтобы сбить панику на валютном рынке, говорит Хестанов.
Перспективы рубля
Утро понедельника началось с того, что российский рубль поставил исторический антирекорд: на внебиржевом рынке Forex до открытия торгов на Московской бирже доллар стоил 113 рублей, а евро — 127 рублей. Накануне купить доллары в Москве можно было по курсу от 110 до 120 рублей. Правда, далеко не всем это удавалось: к банкоматам еще в субботу выстроились очереди, а во многих обменниках закончилась валюта.
То, каким может быть курс рубля, зависит от нескольких вещей — прежде всего от ресурсов ЦБ.
Сергей Хестановсоветник по макроэкономике гендиректора «Открытие Инвестиции»Валютный рынок в России последние годы достаточно четко формируется балансом спроса и предложения. А на него влияет не размер ЗВР, а действия Центробанка, который поддерживает рубль. В принципе, важнее объема ЗВР скорость, с которой ЦБ продает валюту. Но сама возможность ЦБ бросать доллары в рынок зависит от того, сколько долларов у него есть. Особенно — наличных.
Главная интрига нынешней недели — как много еще у ЦБ наличной валюты и как много ее он готов потратить на удержание рубля.
Евгений Коганоснователь Telegram-канала bitkogan, профессор ВШЭЕсли у ЦБ хватит ресурсов и возможностей обуздать неизбежную на этой неделе панику, то, наверное, можно будет говорить о том, что рубль смогут удержать в пределах 90–95 рублей за доллар. Если не будет возможности — курс может быть какой угодно.
Впрочем, отмечает Хестанов, есть еще один вариант — currency board. Это денежный режим, при котором Центробанк гарантирует обмен валюты по фиксированному курсу, который определяется как соотношение денежной базы (агрегатор М2) к объему золотовалютных резервов. Чем меньше ЗВР, тем ниже должен быть курс.
Скорее всего, курс рубля будет где-то между этими двумя крайностями — балансом спроса и предложения, зависящем от интервенций ЦБ, и формулой currency board, считает Хестанов.
Остается еще вариант — вернуться к фиксированному курсу рубля. Однако на это денег у регулятора может не хватить, говорят эксперт. Скорее всего, ЦБ будет пытаться сгладить колебания и предотвратить панику. Насколько у регулятора это получится, зависит от того, что будет происходить в зоне военных действий.
Если курс сдвинется очень далеко, то соблазн ввести фиксированный курс может возникнуть, считает Хестанов. «Но тогда придется вводить два курса: официальный обменный и специальный — для всего остального. И это создаст огромные проблемы в экономике. Большой бизнес, с помощью официального курса, свои проблемы решит. А все остальные?», — говорит он.
Утром в понедельник ЦБ предпринял первый шаг для нормализации ситуации: поднял ключевую ставку до 20%.
Без паники
— Ни в банк, ни в обменники. Никуда не стоит бежать сломя голову, советуют все опрошенные эксперты.
Евгений Коганоснователь Telegram-канала bitkogan, профессор ВШЭУ нас мнение прежнее — не дергаться. Мы надеемся, что ситуация с военной операцией устаканится в ближайшее время, и уже тогда будем спокойно думать и принимать решения.
— Крипта. Последние дни криптовалютные биржи отмечают приток российских граждан. Однако хотя digital-активы могут сейчас стать неплохим выходом. «Однако если вы не были знакомы до сих пор с крипторынком, не стоит лезть туда сейчас», — говорит Хестанов.
Сергей Хестановсоветник по макроэкономике гендиректора «Открытие Инвестиции»Купить сейчас криптовалюту — это взять на себя все ее риски, от высокой волатильности до шаткого правового статуса. Падать она может больше, чем рубль, при этом никакой Центробанк с интервенциями не выйдет. Рубль в нормальном банке хотя бы сохранит свой номинал — у крипты номинала нет.
Цифровой рубль. Но, может, в России его быстро введут для устойчивости отечественной валюты?
Сейчас российским властям вряд ли до него, полагает Коган. К тому же, по мнению Хестанова, это, в сущности, обычный безналичный рубль, только с цифровой меткой о собственности. «Эта метка облегчает финансовый контроль — только и всего. Экономически это нейтральная вещь», — говорит он.
Ситуация в эти дни настолько неординарная, что давать какие-то прогнозы и советы сложно. Разве что те, что спасали во все времена. Пусть у вас будет объем наличных, которых хватит на месяц обычной жизни — вряд ли за это время власти не сбалансируют ситуацию. Можно — в долларах или в евро, можно — в рублях, можно в разной пропорции в каждой валюте. Лучше всего — пока оставить в той валюте, в какой есть. И помните еще раз: главное — не паниковать. В конце концов, это не чума, а довольно обычное дело для российской молодой экономики. А паника, как известно, убила людей даже больше, чем чума.