В декабре 1974 года из Владивостока отплыло большое круизное судно – туристический лайнер под гордым названием "Советский Союз". Маршрут круиза был необычным по мировым меркам, но вполне привычным для СССР с его железным занавесом. Лайнер без заходов в порты должен был доплыть до экватора в районе Филиппинских островов, а потом развернувшись, вернуться обратно во Владивосток. Такой вот круиз по-советски. Все что было разрешено туристам – это любоваться далекими морскими горизонтами и яркими тропическими островами с палубы лайнера. Ну а чтобы отдыхающие не заскучали, к их услугам был лекторий, кинозал и маленький бассейн, больше похожий на лягушатник.
Но не бассейн, ни фильмы не интересовали одного из пассажиров – неприметного мужчину средних лет. Все время пока круизный лайнер шел к Филиппинским берегам, он рассеяно бродил по палубам корабля, исподволь изучая его устройства. И вот 13 декабря, когда весь отдыхающий люд собрался около кинозала, на самую верхнюю, техническую палубу забрался невзрачного вида мужичок в майке и легких парусиновых брюках. Матросы не обратили на него внимание – пассажир не лез к ним с расспросами, а только стоял около ограждения, напряженно всматриваясь за горизонт. Когда трое моряков спустились вниз, а четвертый отошел к дальнему концу палубы, мужчина понял, что это его шанс. Он забрался на ограждение палубы, замер на несколько секунд и прыгнул в ночной океан.
Мужчину звали Станислав Курилов. Когда его пропажу обнаружили, то даже не стали поднимать тревогу, посчитав, что Курилов утонул. Ну действительно, какие у него были шансы выжить в доброй сотне километров от берега? На самом деле Курилов три дня и две ночи, без еды, без сна, и главное, без воды, плыл в океане. Он преодолел почти 100 километров и выбрался на берег филиппинского острова Сиаргао. И все для того, чтобы начать тут новую жизнь. Выбраться из Советского Союза иными способами у него не было ни малейшего шанса.
Когда в СССР узнали, что беглец не утонул, а выжил, его ждал заочный суд, на котором Курилов получил 10 лет лишения свободы за государственную измену. Однако привести приговор в исполнение советским властям так и не удалось – в СССР Станислав Курилов так больше и не появился.
Вода манит
Родился он в 1936 году в городе Орджоникидзе (сейчас это Владикавказ), и сразу после рождения ребенка семья перебралась в казахский Семипалатинск. Мальчик с самого детства полюбил воду – в 9 лет он самостоятельно научился плавать в пионерском лагере, а в 10 лет уже переплывал Иртыш в черте города. Конечно же проблемы выбора будущей специальности у Славы не было – только море, только мореходка. Но увы, приемная комиссия Ленинградского училища его забраковала по зрению. Казалось, с мечтой о море можно попрощаться, но нет. Парень поступил в Гидрометеорологический институт на специальность "океанограф".
Еще во время учебы Слава начал увлекаться йогой. В то время она была повально запрещена, как и каратэ, как и все западное, поэтому изучать ее приходилось по самиздатовским рукописным книгам и рисункам. Впоследствии именно занятия йогой помогут ему преодолеть 100-километровый путь в открытом океане. Но это будет позже, а пока молодой специалист, закончив институт, был распределен на Байкал. Он попал на метеорологическую станцию рядом с поселком Ольхон. Там молодой ученый продолжал практиковаться в йоге, наблюдал за погодой и конечно плавал. Как только сходил лед, Слава начинал свои упражнения по плаванию и нахождению под водой без воздуха – это тоже было частью его занятий йогой.
Через несколько лет Курилова, как молодого специалиста, пригласили в Геленджик в лабораторию ученого Майера, который изучал подводный мир и одновременно проводил исследования по влиянию подводного давления на человеческий организм. Группа молодых ученых под его руководством проводила в аквалангах на глубине 15 метров так много времени, что общий подводный стаж Курилова быстро достиг отметки в 2000 часов.
Исследованиями Майера заинтересовался Жак Ив Кусто и пригласил советских коллег совершить совместную экспедицию через Тихий океан к берегам Туниса. Этой поездкой в группе "заболели" все. Курилов даже самостоятельно окончил штурманские курсы. Но в институте океанографии начались подковерные интриги – группа Майера уж очень сильно выделялась среди сотрудников своей независимостью. Может это, а может и обычная зависть повлияли тогда на итоговое разрешение. Ученых Майера в полном составе не допустили к выезду за рубеж, а вместо них поехал некий ученый Делягин, которого возмущенный Кусто тут же завернул обратно.
Побег
И хоть группу Майера разогнали, сам Курилов с тех пор мечты о заграницы не оставил. Но как это сделать? Визы в Советском Союзе просто так не давали никому. Мысль о побеге пришла ему в голову совершенно случайно, когда Станислав увидел объявление в газете о круизах на лайнере "Советский Союз". Визу для такого путешествия получать было не нужно, ведь теплоход по пути не заходил ни в один иностранный порт. Только вот цена пугала – 370 рублей, три зарплаты советского специалиста.
Но разве это могло остановить целеустремленного человека, замыслившего побег? Конечно нет. И вот 8 декабря 1974 года пароход "Советский Союз" протрубил свое отплытие из Владивостока.
Очутившись на лайнере, Курилов стал изучать его устройство. Но как назло, лайнер оказался совершенно неприспособленный к тому, чтобы с него можно было совершить прыжок. Борта по всему периметру были оборудованы цистернами системы пассивной нейтрализации качки, то есть были не отвесными, а покатыми. Эта же система включала широкие (по полтора метра) подводные крылья. Если разбежаться и каким-то чудом перемахнуть борт и покатые бока цистерн, то внизу человека ждали плоские металлические крылья, а это неминуемая смерть. Иллюминаторы тоже не подходили для побега, они были такого размера, что в них с трудом мог бы пролезть ребенок.
Но все же было на корабле одно место, откуда можно было попасть в прыжке в воду – это небольшое пространство между лопастями гигантского винта и концом подводных крыльев. Расстояние до воды там было 14 метров и кроме того постоянные буруны–завихрения, создаваемые винтом. Было не просто опасно, было чертовски опасно. И все же Курилов решил прыгнуть.
По видимой накануне мельком судовой карте он рассчитал, что плыть придется всего 17 километров, но вышло все 100. К тому же беглеца под конец его пути еще и отнесло течением, так что в итоге пришлось плыть три дня и две ночи. Как ему удалось преодолеть такое тяжелое испытание? Конечно же помогло многолетнее занятие йогой и тренировки в подводном лагере в Геленджике. Ну а сопутствовало удаче то, что штормы, ядовитые медузы и акулы просто обходили Курилова стороной. Да и тропического пекла над головой тоже не было – все три дня солнце находилось за тучами. И вот 15 декабря 1974 года под ногами Станислава Курилова оказалась твердая земля.
Дальнейшая судьба
Беглец тут же оказался в центре расследования Филиппинских властей. Но поскольку в то время дружеских отношений у этой страны с Советским Союзом не было, то и выдавать его они не стали. Идентифицировать личность помогла сестра Курилова, которая проживала в Канаде. Местные власти любезно позволили Станиславу связаться с ней. После этого его путь лежал в Канаду, где Курилов наконец-то смог заниматься любимым делом – участвовать в морских исследованиях по всему миру. Впоследствии он написал книгу, которую так и назвал "Побег". Отрывки из нее напечатали впервые в России только в 1991 году в журнале "Огонек".
Станислав Курилов жил всю жизнь водной стихией, она же его и поглотила. 29 января 1998 года во время водолазных работ на одном из озер в Израиле он запутался в сетях и не смог выбраться на поверхность. Помощь подоспела слишком поздно – у Станислава кончился воздух... Вот так закончился самый дерзкий и необычный побег из Советского Союза. И он действительно был настолько сложным и неосуществимым, что даже сейчас не верится во все это. Кстати, в 2012 году канал "Россия 1" снял документальный фильм о Станиславе Курилове. Он называется "Один в океане" и есть в сети. Посмотрите, это интересно.
Еще по теме:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: currenttime.tv; sibreal.org; bigpicture.ru; aif.ru)