Российские военные уже не первый день находятся на территории Украины, включая недавно признанные российскими властями ЛНР и ДНР, куда их отправил президент Владимир Путин после обращения о помощи от руководителей Луганской и Донецкой народных республик. По всей России ежедневно проходят несогласованные властями антивоенные акции, на которых задерживают активистов, страны Запада объявляют все новые санкции. Как происходящие события отразятся на жизни обычных россиян и что людям ждать в будущем — рассуждают эксперты-политологи.
Вот уже несколько дней, когда российские военные находятся на территории Украины. Именно столько дней назад президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции в Донбассе, ранее поддержав решение о независимости Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Хотя по факту, который не отрицают в российском Минобороны, операция (российские власти отказываются применять термины «война» и «вторжение», как характеризуют ситуацию с другой стороны конфликта) простирается далеко за пределы Донбасса. По словам главы государства, руководители Л/ДНР обратились к нему с просьбой о помощи. Вскоре ВС РФ атаковали различные объекты в соседнем государстве. ВС РФ уверяют, что операция не несет угрозы гражданским объектам и жителям Украины. На Украине заявляют, что это не так.
Против России ввели санкции западные страны, в том числе против Владимира Путина и главы МИД РФ Сергея Лаврова. Анонсируется отключение попавших под санкции крупных российских банков от системы SWIFT. Делегация из РФ прибыла в Белоруссию для переговоров с украинской стороной. Но официальный Киев от встречи на территории Белоруссии отказывается, предлагая в качестве альтернативы Варшаву, Будапешт, Баку или Анкару.
НДН.инфо поговорил с политологами и политтехнологами о том, чем может обернуться сложившаяся ситуация, как люди на нее реагируют, а также как военные действия повлияют на имидж страны, чем обернутся введенные санкции и как это все может отразиться на жителях Новосибирска и самом городе.
Политолог Владимир Леонтьев полагает, что решение о вводе военных нельзя назвать простым: «Не стоит говорить, что оно принималось с легкой руки. К этой ситуации все шло восемь лет, когда в течение всего этого периода мы пытались через Минские соглашения призвать Украину остановить ситуацию в Донбассе. Теоретически Россия могла отказать в запросе на помощь, но практически — вряд ли, — уверяет он. — Украина когда-то входила в состав СССР, у нас там много знакомых, сослуживцев и родственников, поэтому принять другое решение было бы достаточно непросто. К тому же стоит отличать такие понятия, как война и спецоперация — это не одно и то же».
По словам эксперта, несмотря на внешнеполитический контекст, целью руководства страны в этом вопросе было не идти на активные действия, целью была демилитаризация Украины. Леонтьев отмечает, что как бы люди не относились к решению о вводе военных, сбор гуманитарной помощи и прием беженцев в крупных городах, в том числе и Новосибирске, — абсолютно «нормальная история, которая будет носить только положительный характер, «так как ни при каком раскладе нельзя отказывать в помощи нуждающимся людям».
Политолог Алексей Петров (данное сообщение создано и распространено лицом, выполняющим функции иностранного агента), комментируя решение по Донбассу отмечает, что, по его мнению, «дипломатией нужно пользоваться до последней секунды». «Она всегда лучше любых боевых действий. Что сейчас будет происходить, сказать трудно. Политики молчат, а люди формируют повестку каждый для себя, в зависимости от того, за какими каналами информации наблюдают. Информации по ситуации очень мало, в этом и есть трагедия общества, потому что никто не знает, каким будет финальный этап этой истории»,— говорит эксперт.
О неоднозначности ситуации высказалась и бывший депутат Государственной думы от Новосибирской области, беспартийный член фракции КПРФ Вера Ганзя. «Ситуация крайне тяжелая. Я давно понимала, что длительная история противостояния на Донбассе должна была когда-то закончиться. Согласна с мнением, что России по этому вопросу нужно было занять более жесткую позицию. Абсолютно недопустимо на протяжении восьми лет безнаказанно бомбить снарядами мирное население. Я, как и многие другие россияне, приветствовала признание независимости ДНР и ЛНР, которое, по моему мнению, должно было остановить обстрелы, установить, хоть хлипкий, но мир. И я ошиблась. Считала, что с вводом военных обстрелы прекратятся. Но они продолжились. Думала, наши войска остановятся на границе между Украиной и ЛНР и ДНР. К большому сожалению, я заблуждалась. То, что мы видим, это чудовищная ошибка», — сказала политик в интервью ksonline.ru.
Вместе с тем, по словам директора по политическому анализу ИНСОМАР Виктора Потуремского, большинство россиян поддерживают военную операцию на востоке Украины, но при этом высказывают опасения, связанные с усилением давления на страну: «В первую очередь, экономические — это может привезти к росту цен. Есть и те, кто относится негативно. Если верить замерам социологических институтов, то они находятся в меньшинстве». По словам эксперта, как будет развиваться ситуация, оценить очень сложно. «Давать прогноз в той ситуации также будет крайне трудно и безответственно, так как вокруг событий и так много эмоций»,— говорит Виктор Потуремский.
Если продолжать тему об отношении жителей, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что демонстрируемый патриотизм, если он и есть, «может оказаться достаточно зыбким». «У людей было достаточно внутренних проблем, помимо пандемии, которая длится уже не один год. И на этом фоне проходит спецоперация, мобилизация для помощи беженцев, что требует немало средств. Если патриотический подъем и есть, то он может быстро иссякнуть, потому что мы столкнемся с изоляцией российской экономики, большая часть которой завязана на взаимоотношениях с другими странами. Не факт, что мы сможем вытянуть положение за счет взаимодействий со странами Азии и другими посредниками, к тому же мы экспортно-ориентированная сырьевая страна. Это все явно не лучшим образом повлияет на социально-экономическое положение граждан».
Политтехнолог Константин Лукин отмечает, что на гражданах также скажутся последствия протестов. «Если сравнивать с внутренними протестами, которые не затрагивают внешнеполитические повестки, то сейчас предупредительные меры будут намного жестче, люди могут отделаться не просто штрафами, а реальными сроками. Да, протесты численно будут меньше, но намного жестче по настроению, особенно в крупных городах, включая Новосибирск, так как в них возможностей для мобилизации больше.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, полагает, что последствия будут «крайне тяжелыми»: «У Центробанка возможности поддерживать рубль могут закончиться, многие сервисы и услуги, к которым мы привыкли, уйдут в прошлое. Что-то можно будет заменить. Мы с вами можем оказаться отброшенными даже не к 2008 году, а в ситуацию 90-х, все то, что было накоплено непосильным трудом может пойти прахом. Про поездки заграничные можно также забыть. Ни о каком росте благосостояния речи не идет, а речь идет о том — насколько нужно будет затягивать пояса. Многое привычное исчезнет или станет в разы дороже».
Напомним, что с момента объявления о вводе ВС РФ на территорию Украины начались стихийные антивоенные акции. Только в первый день, 24 февраля, по стране было задержано, по данным правозащитников, более 1,5 тысяч участников. В Сибири одни из масштабных акций проходили в Новосибирске. Как писал НДН.инфо, одного из участников арестовали на восемь суток. По данным правозащитного портала «ОВД-Инфо» (данное сообщение создано и распространено лицом, выполняющим функции иностранного агента), задержали около 13 человек.
Также на сайте Change.org запустили петицию под названием «Остановить войну с Украиной!». Авторы петиции потребовали «немедленного прекращения огня со стороны Вооруженных сил России», а также «вывода войск с территории государства Украина». Они заявили о «начале формирования антивоенного движения в России и поддержке любых мирных форм протеста против войны». Петицию подписали более 900 тысяч человек.
Игорь Александров