Найти тему
Балетный маньяк

«Забытое наследие»

Вольдемар Альбертович, как продукт эпохи построения коммунизма, довольно неоднозначно относится к этой масштабной попытке реализовать утопическую идею всеобщего равенства в отдельно взятой стране. И хотя он в принципе редко когда обсуждает что-то не связанное с балетом, а уж про политику я от него и слова не слышал, про времена былые он часто вспоминает, однако всегда это хоть каким боком, но к балету привязано. А если же очистить политические взгляды Кабриолева от обёртки искусства, то позиция его гражданская такова по этому вопросу: страну не выбирают, а Родину не продают. Ну тут и добавить нечего…

Посему вполне позитивно оценивает он тот исторический период, когда существовал СССР, нерушимый, как считалось, союз. Не кряхтит и не квохчет Кабриолев и по тому поводу, что распалась страна, тем более история неумолима, – все существовавшие империи этого не избежали. Тем более ему-то, призраку, до политического строя, вообще, дела нет, но вот одно последствие крушения коммунистической идеологии его расстраивает – полному забвению преданы большинство из тех балетов, которые воспевали этот строй. А ведь в художественном плане некоторые из них вполне себе хороши, но власть сменилась и выбросили их на свалку истории, увы.

При этом, надо отдать должное победившему в семнадцатом году гегемону, историческое балетное наследие царского режима пришедший к власти пролетариат не стал под корень вырубать, хотя некоторые горячие головы того требовали. И хотя Принцы, Сильфиды и разные там Феи, совсем не вписывались в контекст культурной политики государства рабочих и крестьян, их оставили жить в театрах, мирясь с этими балетными пережитками прошлого. А, вскоре, балет себе на службу поставили, началось же всё с «Красного мака» в двадцать седьмом, как Вольдемар Альбертович считает.

И с тех пор советские хореографы регулярно стали обращаться к неистощимой теме прославления линии партии. А здесь Кабриолев выделяет два поднаправления: балеты, действие которых происходит в СССР и те, в которых воспевается борьба угнетённых классов в произвольном антураже. И вот от первых в современном репертуаре не осталось совсем практически ничего, да и мало кто вообще вспомнит про такие балеты как: «Ангара», «Геологи», «Болт», «Клоп», «Двенадцать», да и ещё гору Вольдемар Альбертович мне называл, уж даже мне совсем незнакомых. Пережили смену режима лишь «Золотой век», переделанный до неузнаваемости, и «Светлый ручей», тоже прилично изменённый. Самое же обидное, что забыт балет «Гаяне», а ведь там такая восхитительная музыка Хачатуряна!

От второго поднаправления так же немного осталось, зато украшает его шедевр на все времена – «Спартак». И хотя рабы закономерно проиграли, всем зрителям в СССР было понятно, что их дело с успехом продолжено. Ровно с таким же посылом создавался балет «Пламя Парижа», сейчас же в нём революционная тематика идёт лишь фоном, а акцент сделан на отношения героев, что и позволило балету выжить. «Лауренсия» тоже пережила крах идеологии в неё заложенный, но идёт она в наши дни мало где и крайне редко. А когда последний раз шли такие балеты как: «Тропою грома», «Сердце гор», «Три толстяка», «Степан Разин», «Сакта свободы»..? Да и вряд ли, когда ещё появятся они на сцене, – их время прошло…

#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет