Чтобы воспользоваться взаимопомощью, которую государства-члены ЕС должны оказывать друг другу, президент Украины хочет "особой процедуры" для вступления в ЕС. Насколько это возможно?
"Мы обращаемся к ЕС с просьбой незамедлительно принять Украину в ЕС через специальную процедуру. Я уверен, что это справедливо. Я уверен, что это возможно". На пятый день боевых действий против России президент Украины Владимир Зеленский в форме военного выступил с очень конкретным обращением к своему европейскому соседу под названием Евросоюз. А затем президент подписал очередную заявку о членстве Украины в ЕС, не забыв позвать корреспондентов с фотокамерами.
Что это, как не мольба в адрес Западной Европы: "помогите хоть это дело сделать поскорее"? А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вроде как благосклонно к этой мольбе отнеслась, заявив накануне в интервью Euronews, что это и ее желание — чтобы Украина вступила в ЕС. "У нас с Украиной есть процедура, направленная на интеграцию украинского рынка в единый европейский рынок. У нас очень тесное сотрудничество в энергетической сети [...]. Со временем украинцы станут частью нас, одними из нас, и мы хотим видеть их в ЕС", — заверила она, не назвав, однако, каких-либо сроков". Возможна ли быстрая интеграция или мы имеем дело с обычной демагогией, в которой Урсулу фон дер Ляйен часто обвиняет европейская пресса?
Уже существует соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, которое вступило в силу в 2017 году, после революции Майдана в 2014 году. Оно заменило первое соглашение о партнерстве, которое было заключено в 1998 году, и в настоящее время представляет собой углубленное соглашение о свободной торговле.
Однако, если придерживаться обычной процедуры вступления, понадобиться очень много времени. Это определено статьей 49 Договора о Европейском Союзе, в которой говорится о многочисленных этапах и которая подчеркивает, что даже при любой "особой процедуре" нельзя стать полноправным членом ЕС без очень серьезных законодательных и административных изменений.
Сначала речь идет о формальной подаче кандидатуры вашей страны в Совет ЕС и получении решения Еврокомиссии, которая предоставляет стране официальный статус "кандидата". Только после этого и в обязательном порядке начинается долгая серия переговоров. Они касаются, в частности, законодательных актов ЕС, которые должны быть включены в национальное законодательство: колоссальная работа, связанная с тысячами законов и текстов, которые уже регулируют жизнь европейцев внутри Евросоюза. Для каждой области необходимо оценить последствия, предложить возможные адаптации или переходные положения... Все это очень сложная и долгая работа. Цель — обеспечение совместимости государства-кандидата и ЕС.
Однако, если придерживаться обычной процедуры вступления, понадобиться очень много времени. Это определено статьей 49 Договора о Европейском Союзе, в которой говорится о многочисленных этапах и которая подчеркивает, что даже при любой "особой процедуре" нельзя стать полноправным членом ЕС без очень серьезных законодательных и административных изменений.
Сначала речь идет о формальной подаче кандидатуры вашей страны в Совет ЕС и получении решения Еврокомиссии, которая предоставляет стране официальный статус "кандидата". Только после этого и в обязательном порядке начинается долгая серия переговоров. Они касаются, в частности, законодательных актов ЕС, которые должны быть включены в национальное законодательство: колоссальная работа, связанная с тысячами законов и текстов, которые уже регулируют жизнь европейцев внутри Евросоюза. Для каждой области необходимо оценить последствия, предложить возможные адаптации или переходные положения... Все это очень сложная и долгая работа. Цель — обеспечение совместимости государства-кандидата и ЕС.