Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

До сих пор ничего не ясно. Кто разгромил отряд Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне 2 марта 2000 года

Целый отряд был разгромлен в тылу федеральных сил во время Второй Чеченской компании. Одни говорят, что бойцы из Сергиев-Посада попали под «дружественный огонь» милиционеров из Подольска и Урала. Другие утверждают, что имела место тщательно спланированная провокация боевиков. Кто прав? Давайте разбираться.

Фото twitter.com
Фото twitter.com

Сразу надо оговориться. Официальной версии произошедших событий – нет! Точнее нет (по крайней мере, рассекреченного) документа, заверенного печатью МВД, в котором дана оценка событий 2 марта 2000 года. Но существуют приговоры суда в отношении милицейских начальников и, что особенно важно, отсутствуют приговоры суда в отношении нападавших. Основной источник информации - журналистские расследования и воспоминания участников боя.

2 марта 2000 года в 3 часа утра сводный отряд ОМОНа из Сергиева-Посада выгрузился на железнодорожной станции Моздок, где их уже ожидал транспорт, оружие, боеприпасы и амуниция. Подмосковные милиционеры получили приказ двигаться на автомашинах в чеченскую столицу для смены личного состава подольского ОМОНа на блокпосту №53 Старопромысловского района города Грозный.

Колонна из 9 автомобилей выехала в направлении Грозного. Крытые брезентом «уралы», «зилы, автобус и даже «уазик». Никакого сопровождения из бронемашин. Никакого прикрытия с воздуха. А проехать нужно почти 130 км, большей части по территории воюющей Чечни.

При этом буквально накануне 29 февраля – 1 марта в бою с боевиками погибли 84 псковских десантника. Нападения на колонны федеральных сил происходили повсеместно. Но при этом Сергиево-Посадский ОМОН не имел боевого прикрытия.

Да и сами милиционеры, кажется, не до конца понимали, что прибыли в зону боевых действий. Вот что говорил один из выживших омоновцев в интервью:

- Все были без бронежилетов и «сфер». «Бронники» повесили на борт, каски лежали под ногами. Внезапно со всех сторон началась стрельба. Мы горохом посыпались через задний борт и залегли.

(цитата по: газета «Коммерсант» за 04.03.2000)

Колонна Сергиево-Посадского ОМОНа не доехала до блокпоста №53, где их ждали подольские коллеги, буквально 150 метров. Примерно в 10:30 с разных сторон по машинам был открыт огонь из автоматического оружия.

Поначалу руководство МВД заявило, что колонна попала в засаду боевиков. Казалось бы «обычное» дело для войны. Но сразу журналисты и военные эксперты стали сомневаться:

- Странным представляется не то, что боевики осмелились атаковать колонну омоновцев, а место, где это произошло. Старопромысловский район Грозного уже несколько месяцев проходит в официальных сводках как освобожденный. Холмы по периметру района заняты подразделениями группировки федеральных войск, в низине находились бойцы подольского ОМОНа, практически ежедневно проводившие в районе зачистки. Как боевикам удалось не только подойти к блокпосту, но и подготовить огневые точки, заминировать прилегающие к позициям склоны и, успешно нанеся удар, скрыться?

(цитата по: «Известия» от 04.03.2000)

В 2001 году в «Новой газете» вышла статья, в которой впервые была озвучена версия, что сергиево-посадские омоновцы попали под «дружественный огонь». Вскоре появилось еще несколько расследований.

Выяснилось, что в тот день блокпост №53 получил разведывательную информацию, что в их сторону может двигаться автоколонна боевиков, переодетых в форму федералов. И милиционеры стали готовиться к прибытию гостей.

Обстрел сергиево-посадской колонны начался во время ее прохождения мимо села Подгорное на въезде в Грозный. Справа, по ходу движения, стоят жилые дома, слева - разрушенные здания бывшей промзоны. Первые выстрелы раздались со стороны жилого сектора. Все по классике: снайперы и гранатометчики выводят из строя первую и последнюю машину. Теперь колонна в ловушке.

Сергиево-посадские милиционеры выскакивают из машин, занимают оборону, открывают ответный огонь. И в это время по ним начинают стрелять из промзоны и судя по всему с блокпоста.

Бой длился более 3 часов. Огонь прекратился только с подходом еще одной колонны федеральных сил. 22 сотрудника милиции погибли, 57 ранены, некоторые на всю жизнь остались инвалидами.

Из 22 погибших – 17 сотрудников Сергиево-Посадского ОМОНа (включая командира – полковника Маркелова) и 1 солдат-срочник, водитель первой уничтоженной машины.

Отпевание погибших омоновцев в Троице-Сергиевой Лавре. Фото из открытых источников
Отпевание погибших омоновцев в Троице-Сергиевой Лавре. Фото из открытых источников

А еще двое погибших и несколько раненых – милиционеры из Свердловской области, которые находились в тот момент в селе Подгорное. Они тоже вступили в бой непонятно с кем.

И ни одного убитого или захваченного в плен боевика!

Возможно, их тела унесли, но за 22 года не озвучена ни одна фамилия причастных к нападению. Притом, что боевиков, атаковавших псковских десантников или, например, Буденновск в 1995 году отлавливают и судят постоянно. И сколько вообще должно было быть боевиков, чтобы атаковать почти сотню вооруженных омоновцев? Как они смогли организовать засаду под носом у подольских и свердловских милиционеров?

Судя по всему, это действительно был бой между своими же подразделениями. Бой, возникший из-за отсутствия боевого охранения и нормального взаимодействия между подразделениями федеральных сил. Вполне возможно, что первые выстрелы действительно совершили некие боевики. А когда начался ответный неприцельный огонь попавших в ловушку сергиево-посадских омоновцев, свердловские милиционеры в Подгорном и подольский ОМОН на блокпосту решили, что началось нападение и обрушили огневую мощь на неизвестную автоколонну.

Путаница и неразбериха на войне – дело обычное. Признавать страшную правду тяжело. Хочется верить, что военные извлекли урок из этой истории. И подобное больше не повториться???

Еще одна история про "дружественный огонь" на войне: