У Прилепина заметила свою ошибку: вчера я написала для Фейсбука эссе под названием "Наш несчастный враг". Ошиблась: Прилепин в своем романе "Некоторые не попадут в ад" называл украинцев "наш несчастный неприятель".
Сейчас снова вспомнила эти слова. Когда видела кадры с бойцом "Айдара", попавшим в плен в ДНР. Он в резиновых сапогах. Это такие калоши, подбитые жиденьким утеплителем, с голенищем. Раньше они стоили в России рублей триста, сейчас, наверное, пятьсот. У нас есть: в козлятник зимой ходить, например, по жидкой снежной грязи. А этот - на фронте. И он - наемник. Не в постели же его пленили - наверняка с передовой. Голодный, маленький, война в калошах. Я сначала думала, что "Айдар" - это вроде ЧВК, добровольческое объединение АТО-шников. Оказалось - батальон ВСУ!
Жалко. Как-то так стало этот народ вдруг жаль. Мы жили плохо, горько, да. Но, во-первых, не так плохо, как они. Во-вторых, нам хотя бы не вешали лапшу на уши о том, что нас возьмут в Европу, что мы там будем везде за своих. Чего не отнимешь у Кремля, так это правдивости относительно самых глобальных иллюзий. Да, мы везде лезем, в Сирию залезли, до всего нам есть дело. Но нет этого смешного и оскорбительного для самих себя в калошах и с голодными глазами ожидания быть принятыми Парижем с Берлином за своих. А они ждут, что их возьму и еще денег дадут. Как больно, наверное, сейчас знать, что ты ошибся, когда открыли европейские ворота: думал, тебя зовут на равных, а это было приглашение чистить унитазы. А теперь ты должен сражаться в калошах за... за что? За право твоего правительства сдать землю в аренду войскам НАТО?
Жаль. Как я уже писала, не афганцы там живут. Тоже русские. Ободранные, оболваненные. На армию им постоянно собирают, какие-то сплошные сборы милостыни. Восемь лет собирают на этот "Айдар", "Азов". Говорю вам, я думала, это частные батальоны, которые воюют на пожертвования. Я не догадывалась, что это регулярная армия. Даже сейчас - честное слово - видела в телеграмах номера карт для перечисления помощи на нужды батальонов. А ведь еще у них 1,5% налог на доходы на армию, давно введен. Писала об этом 25 января.
Как надо верить в Европу, чтобы в калошах зимой воевать со своими? Он же с ДНР воевал. И он ведь, этот Николай из "Айдара", наемный. Это его основная работа. Он не народное сопротивление, он был нанят Киевом стрелять. Это на него постоянно собирают деньги украинские и наши блогеры, вроде Бабченко (завтра поговорим о его судьбе).
Очень жаль. Жаль их жизни такой. И стыдно. Есть щемящая сердце жалость, а тут - скорее сдавливающий грудь стыд. Стыдно-то как. Я здоровый человек, который, вопреки мнению украинцев о том, что мы тут без отдыха за ними наблюдаем, вообще не интересовалась, как там живут эти АТО-шники, во что они одеты-обуты. Я и Донбассом, надо сказать, мало интересовалась. Хотя смотрела иногда: как одеваются, что едят, за счет чего выживают.
А теперь показывают этих АТО-шников, на которых восемь лет собирали - и они в калошах. Показывают отбитые ДНР-ЛНР селения - местные рассказывают, что, уходя, АТО и ВСУ даже микроволновки из домов вырывали. Прямо сейчас, в эти дни. Стала немного искать по теме мародерства на Донбассе - волосы дыбом:
пишут, что в какой-то момент семь лет назад почта даже отказывалась военные посылки оттуда на Западную Украину принимать, потому что грабили и отправляли домой все: мясорубки, фены, автомобильные покрышки...
В одной руке - стащенная у бабульки микроволновка, в другой - заявка на вступление в ЕС. И безобразные многолетние крики о том, что они нам покажут, что мы - неумытые вани, а они - Эуропа. Нет злорадства, есть жалость с примесью стыда. "Айдар" в калошах. Пленных украинских показывают - кто во что горазд, форму им, что ли, не покупают? Снова вспоминаю Прилепина: у него в романе был рассказ о кинутой на деньги подрывнице украинских спецслужб, которая выполнила заказ, устранила ополченского командира, а ей деньги не выплатили, отправили в Турцию спасаться, и сами, киевские спецслужбы, связались с ополченцами, чтобы еще и с них денег взять за раскрытие ее адреса. Продать ее, стало быть. Которой не заплатили. История, скорее всего, художественная, по мотивам подрыва Гиви, но выглядит очень достоверно.
Смотрю на обрывочные сводки о состоянии дел в украинской армии - и полное ощущение, что их продали. Я и фальшивки с нашими пленными (есть, конечно, и плененные, но есть фальшивки) так распознала. Когда солдата показали в домашних ярких трусах, я сразу подумала, что это вряд ли россиянин: я помню армию, когда солдаты от недоедания угрями покрывались, грабили магазины, когда даже в курсантских училищах голодали. Я помню из детства, из молодости это отчаянное чувство стыда, что тебя всего продали с потрохами: даже в больницу надо было со своими бинтами ложиться одно время. За экстренное удаление маме желчного пузыря у меня, 12-летней, врачи требовали взятку.
Украина где-то там, максимум - в начале 2000-х, где даже трусы в армии крадут и надо еду солдатам отправлять. Помните, как у нас еще лет пятнадцать назад солдатам еду слали? У них сейчас так...
Всех жаль. И без ракет мне было бы их жаль, я просто до ракет особенно не задумывалась: у нас, согласитесь, и без украинцев жизнь интересная. Но теперь появился повод присмотреться. Прилепин большой талант. И не надо постоянно искать в этом моем утверждении тайный смысл: я с ним не знакома, я ему ничем не обязана, роман мой он не хвалил и не читал (это горько). Просто, я с первой книги поняла, что он огромный талант, даже когда он писал о том, что мне было неприятно. Только большой талант найдет столь точные и великодушные слова для того, кто стреляет.
Мы буквально за несколько лет уже забыли, что такое совсем уж бесхитростная коррупция, когда вообще всю страну с потрохами продают. Теперь смотрю на Украину и вспоминаю те годы. И только в голове вертится это "наш несчастный неприятель". Вернее, теперь уже враг.