Приглашаю вас вместе со мной продолжить прогулку по выставке работ нашего гениального соотечественника В.А. Серова и полюбоваться еще несколькими женскими образами, созданными его кистью.
В.А. Серов много иллюстрировал. И «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова был также переведен художником на язык живописи. Ниже представлена работа «Бэла. В гостях у князя», созданная тушью и белилами в 1890 г. Смотрите, какой удивительной становится его тушь: то плотная, то полупрозрачная, она формирует объем и передает фактуру. А белила способны создать даже солнечный свет на листке бумаги.
А ниже – созданный в 1895 г. пастелью по холсту портрет графини Варвары Васильевны Капнист. Варвара Васильевна родилась в семье князя Репина-Волконского в 1840 г. и прожила долгую жизнь. Ее муж граф В.А. Капнист был предводителем дворянства Харьковской губернии.
Меня поразил в этой пастели контраст тонко написанного лица и небрежно набросанной белой пастелью одежды графини. Кажется, что В.А. Серов вновь обращается к тому приему, который уже был им использован при создании портрета «Девушка, освещенная солнцем» (ссылка на статью, где можно рассмотреть этот портрет, внизу статьи).
Так и не смогла найти удачный ракурс, когда фотографировала следующую пастель. Ну очень неудачным оказалось ее расположение. Поэтому показываю, что получилось. Пастель написана на бумаге. Перед нами – Варвара Васильевна Мусина-Пушкина (1870-1960 гг.). Она дочь графини Варвары Васильевны Капнист, была замужем за церемониймейстером графом А.А. Мусиным-Пушкиным.
Третья пастель на картоне написана В.А. Серовым в 1908 г. Мы видим портрет Анны Карловны Бенуа.
Урожденная Кинд (1869-1952) – представительница знаменитой художественной династии Бенуа. Жена художника, историка искусств и художественного критика Александра Николаевича Бенуа. Модель для произведений ряда художников Серебряного века (Л. Бакста, К. Сомова и др.).
В 1909 г. В.А. Серов пишет маслом портрет княгини Александры Петровны Ливен. Этот портрет был выполнен на заказ.
Серов отмечал, что с первого взгляда княгиня отталкивала своей барственностью, но при ближайшем знакомстве начинала нравиться. Пространство холста трактовано немногословно. Основное художественное средство – выявление характерного в модели, линия и силуэт. В сдержанной цветовой гамме автор достиг исключительной выразительности цвета, тончайшей разработки многочисленных оттенков и полутонов.
А вот статья В.А. Серов: женские портреты. Ч. 1.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.