«Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и цокающий их гомон куда-то манит. И вот проступили звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте – Масленица идет», – так говорил о приближении большого народного праздника замечательный русский писатель Иван Шмелев.
Солнце поворачивается на лето, все в природе ожидает обновления жизни, и Масленица – веселая, широкая, честная – должна завершать череду зимних дней. Это единственный древнейший праздник, который не вошел в число христианских торжеств и сохранил отголоски язычества.
По церковному календарю Масленица приходится на восьмую неделю перед Пасхой и называется сырной. Само название возникло потому, что на этой неделе мясо употреблять в пищу уже было нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно. По этому поводу в народе сложилась поговорка: «Не все коту масленица, будет и великий пост». «Куда ни обратишь внимание – на улицы, на внутреннее состояние домов, на лица, даже на воздух,– везде заметна масленица; она постоянно с своей необходимой принадлежностью: блинами, аладьями, пряженцами, вафлями, пирогами, пропитанными маслом, начиненными яйцами, изюмом, вареньями, рыбою и всякой всячиной», – писали «Владимирские губернские ведомости» (номер от 3 марта 1851 года).
Погулять вволюшку перед семью строгими неделями поста – таков дух этого праздника. Все дни Масленой недели имели свои названия: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы», «прощеный день», «целовальник», «прощеное воскресенье».
О. Суслина