В статье — эксперт разбор три новые причины для отклонения заявок участников. Показал, где ошибся участник закупки, когда подавал заявку. Объяснил, как вести себя, если оказались в похожей неприятной ситуации. Дал алгоритм, как действовать, если не согласны с решением заказчика.
Подавать заявки на тендеры по № 44-ФЗ становится проще. В некоторых закупках теперь это можно сделать в один клин — без заполнения каких-либо документов. Это максимально упрощает работу поставщиков. Но при этом увеличивает риск ошибок. Несмотря на простоту, каждую заявку перед подачей надо проверять на качественное заполнение и полный комплект документов, чтобы заказчики не отклонили. Смотрите, какие изменения вас ждут в новом году.
Изменения 2022 года: за что теперь могут отклонить вашу заявку
Теперь все причины для отклонения заявки участника собрали в двух отдельных статьях. До 2022 года для каждой электронной конкурентной закупки в Законе № 44-ФЗ были прописаны свои основания для отклонения. С 2022 года такие все основания прописаны в статьях 43 и 48 Закона № 44-ФЗ. А такой способ электронной конкурентной закупки, как запрос предложений, вообще исключили из Закона № 44-ФЗ. Теперь электронных конкурентных способов осталось всего три: конкурс, аукцион и запрос котировок. Подробные основания для отклонения смотрите в карточках ниже. А сейчас разберем реальные примеры из практики.
Три интересных примера отклонения заявок участников за последнее время
Несмотря на то что в Законе № 44-ФЗ прописаны четкие основания для отклонения заявок, каждый заказчик трактует их по-своему. Поэтому нередко дело доходит до ФАС или суда. Только они могут дать оценку правомерности действий заказчиков. Эксперт подобрал для вас три интересных примера отклонения участника закупки. Если учтете их в своей работе, у заказчика будет меньше поводов отклонить вас.
Пример 1. Дело в мелочах, или как участника отклонили из‑за паспорта
С чего все начиналось. В октябре 2021 года казенное учреждение разместило в ЕИС аукцион на поставку бумаги для печати. Конкуренция в этом секторе большая, и обычно заявок на таких аукционах больше пяти. Так было и в этот раз. На аукцион было подано 6 заявок, несмотря на то, что цена не превышала 85 тыс. руб. Одного из участников отклонили. Причина была нетипичная.
Почему отклонили участника. Оказалось, что участник забыл поменять в своих документах паспортные данные. Обычно заказчики просто смотрят наличие самого паспорта или паспортных данных в документах участника. Но не в этом случае. Комиссия внимательно ознакомилась со всеми документами участника и нашла в выписке ЕГРИП информацию о смене паспорта участником. Комиссия на этом не остановилась и посчитала сроки по смене паспорта. Так, в соответствии с российским законодательством гражданин, который достиг возраста 45 лет, должен поменять паспорт в течение 90 дней со дня, следующего за днем рождения.
По данным из заявки комиссия узнала, что участник родился в апреле 1975 года. То есть в апреле 2020 года участнику исполнилось 45 лет. Согласно сведениям из выписки ЕГРИП участник поменял паспорт в конце апреля 2020 года. Но на площадке документы не поменял, и в составе заявки был приложен недействительный скан паспорта от 2003 года.
За какие мелкие детали еще могут отклонить участника. В практике немало и других случаев отклонения участников по мелочам. И если комиссия заказчика отнеслась формально к отклонению, строго в соответствии с законом, ФАС в большинстве случаев встанет на сторону заказчика. Как это было, например, в Новосибирской области. Заказчик отклонил участника за неуказание во второй части заявки индекса почтового адреса.
Почтовый индекс — это условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи. По правилам оказания услуг почтовой связи индекс является неотъемлемой частью почтового адреса (приказ Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234). Возражения участника о том, что в составе заявки была приложена карточка предприятия, не были поддержаны ФАС. Так как в карточке был указан юридический адрес вместо почтового. А в российском законодательстве отсутствует таком термин, как «юридический адрес».
Пример 2. Информация с сайта производителя — не повод отклонять участника
С чего все начиналось. В сентябре заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении запроса котировок на поставку стоматологических материалов. Стоимость закупки — 290 тыс. руб. Было подано шесть заявок. Две заявки были отклонены. Один из участников был не согласен с таким решением и подал жалобу в ФАС.
В чем суть дела. Заказчик хотел купить фиксирующий цемент. В комплекте с материалом надо было поставить мерную ложечку и блокнот для замешивания. Участник указал в своей заявке конкретные характеристики, которые полностью соответствовали требованиям заказчика. Также участник прописал конкретное наименование цемента. Заказчик при проверке документов участника зашел на сайт производителя данного материала и не нашел на нем информации о том, что такой фиксирующий цемент поставляется в комплекте с мерной ложечкой и блокнотом для замешивания. И на основе данных сайта сделал вывод, что участник указал в заявке недостоверные сведения.
Чем все закончилось. В этом деле контрольный орган встал на сторону поставщика. Участник предоставил для подтверждения официальное письмо производителя фиксирующего цемента о том, что данный материал может выпускаться в необходимой заказчику комплектации. В своем решении комиссия УФАС четко прописала, что отклонять заявку участника закупки только из-за информации, представленной на официальных сайтах производителей в интернете, недопустимо. Такие сведения не относятся к официальным данным и не являются доказательствами, свидетельствующими о представлении участником закупки недостоверных данных о товаре. На сайтах производителей товара может указываться информация рекламного характера, требующая дополнительного уточнения. В результате закупку вернули на стадию рассмотрения заявок. Участник при повторном подведении итогов стал победителем. А заказчику грозит штраф за неправомерное отклонение двух участников и неправильное оформление протокола закупки.
Пример 3. Дело о товарном знаке — когда участника могут или не могут отклонить за отсутствие товарного знака в заявке.
С чего все начиналось. Заказчик проводил закупку на поставку перчаток. НМЦК равнялась 89 млн руб. Закупка была настолько привлекательной, что было подало 11 заявок от участников. И лишь двоих из них комиссия заказчика признала соответствующими требованиям документации. Семь участников отклонили по нацрежиму. И это обычная практика. Ведь в закупке было установлено ограничение по постановлению № 617, а участники предложили иностранный товар. Но двоих отклонили из-за отсутствия указания в первой части заявки товарного знака. А это не самая распространенная причина для отклонения участников. Один из участников посчитал отклонение неправомерным и пошел в ФАС.
Какие доводы в свою защиту привел участник. В своей жалобе участник привел два довода неправомерности отклонения его заявки. Первый довод — указание товарного знака в первой части заявки вариативно. То есть, если закупка проходит на поставку товара, участник обязательно должен указать в заявке конкретные характеристики товара, которые соответствуют требованиям заказчика, и страну происхождения товара. Это императивные требования. А указывать товарный знак надо только при наличии. Второй довод — все части заявки признаются единым целым. И значит, даже если участник в первой части не прописал товарный знак, указание его во второй части является достаточным.
Чем все закончилось. Комиссия ФАС посчитала иначе и признала отклонение участника правомерным. Выводы ФАС были следующими. Да, сама норма в Законе № 44-ФЗ про товарный знак вариативна. Но, если предлагаемый участником к поставке товар имеет зарегистрированный товарный знак, участник должен его указать в первой части заявки. Поэтому участникам надо более внимательно относиться к заполнению заявок по товарам, которые имеют регистрационное удостоверение. Именно по нему заказчик может проверить наличие или отсутствие товарного знака. И отклонить вас.
Что делать, если считаете отклонение неправомерным. Алгоритм для поставщика
Если считаете, что заказчик отклонил вас неправомерно, — вам в региональный ФАС. Подать жалобу сейчас достаточно просто, главное, соблюдайте пять правил.
Первое правило. Подайте жалобу на заказчика в региональный ФАС до момента заключения контракта. Если вы не успеете, а контракт успеют заключить — придется идти в суд.
Второе правило. Направьте жалобу через личный кабинет в ЕИС или на бумажном носителе.
Третье правило. Составьте жалобу в соответствии с требованиями, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Правила для жалоб установлены в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Четвертое правило. Приведите в жалобе доводы о необоснованном отклонении.
Пятое правило. Приложите документы, которые подтверждают обоснованность вашей жалобы. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Чтоб избежать судов с недобросовестными поставщиками, проверьте контрагентов в сервисе.
#44-фз #закупки #заказчик #223-фз