Найти тему
Менторы бизнеса

Спасать бизнес уже сегодня. 7 простых шагов

Наступила новая неделя, и настала пора спасать бизнес. Эта неделя будет важной для принятия основных решений. Вероятнее всего, следующие полгода для небольших компаний станут крайне тяжелыми. А достоверной информации для принятия решений сейчас мало. То есть идет писец, но не понятно, насколько большой, куда, когда и зачем. Поэтому на этой неделе стоит проделать ряд простых действий, я их советую своим mentee, посоветую и вам в #променторинг:

1. Создаем три сценария: падение выручки на 10%, 20% и 30%. Спрос, очевидно, упадет. Весь вопрос - насколько. Если ваша рентабельность - 30%, то поздравляю. Есть шанс выжить. Если меньше - то надо планировать сокращение затрат. Три сценария помогут понять, что и как резать. Тактически смотрим на март, оцениваем тренд и запускаем соответствующий план.

2. План сокращения затрат создаем руками и головами менеджеров. Недопустимо резать косты самим, то есть фаундерам. Это снимает всякую ответственность с руководителей и вообще их обижает. Надо обозначить целевые параметры сокращения и подождать пару дней. И дальше - торговаться. Но никаких ультиматумов, это должен быть переговорный процесс.

3. Выбирая между сокращениями на коммерческий блок и продукт хорошего решения нет. Сократишь коммерцию - получишь ускорение падения выручки. Сократишь продукт - получишь отток лояльных клиентов и опять сокращение выручки. Думаю, что стоит сокращать примерно паритетно. Бек-офис и поддерживающие процессы, увы, резать максимально.

4. Стоит начать переговоры о сокращении и заморозке бонусов, дивидендов и прочих success fee. Начать стоит с фаундеров и инвесторов. Потом - с c-lvel менеджерами. Потом - с коммерческим блоком. Потом - со всеми сотрудниками, у которых есть переменная часть выплат. Для каждого сценария будет свой объем сокращений. Но переговоры проводить уже пора.

5. Надо проанализировать цепочки поставок и влияние курса на выплаты. Срочно формировать новые партнерства и переходить на рублевые аналоги. Да, некомфортно. Да, резко. Но через месяц будет поздно. Если сейчас не выстроить новый тип отношений, не порезать транзакционные косты, не сократить валютные риски - все. Кирдык точно.

-2

6. Наконец, надо транслировать всей команде прогнозы и сценарные планы. Самое тяжелое - неопределенность. Если люди видят, что фаундеры считают, планируют и сражаются за бизнес, то им попроще. Да, сейчас все затянут пояса. Возможно, мы потеряем бизнес. Но, черт побери, давайте сделаем это вместе? Это будет интересный опыт.

7. Будут те, кто начнут саботировать. Будут те, кто просто не поймут. Будут, кто уйдут к конкурентам. Настройте себя на это. Кризис - прекрасный повод для «чистки» команды. Виток за витком, из каждого кризиса выходишь с более «правильными» людьми. Если сам ведешь себя правильно. Это - большое благо перемен.

Читайте мои посты в ФБ - https://www.facebook.com/DAVoloshin и ВК - https://vk.com/dmitry.a.voloshin

Больше материалов о бизнесе и менторинге - в Телеграм-канале клуба менторов стартапов -
https://t.me/promentoring