Стоит на минуту зазеваться, как на складе закончится ходовой товар и интернет-магазин начнёт терять прибыль.
Как организовать работу складского помещения
Если не уделять этому вопросу внимания, под угрозой окажется вся торговля. Может закончиться товар, и покупатели начнут жаловаться на недоставленные товары или долгое ожидание. А после инвентаризации может обнаружиться недостача.
Выбор управляющего. На складе должен быть руководитель. Этот человек отвечает за все процессы — от приёма или передачи товара до организации системы учёта.
Хорошо, если у такого руководителя будут:
- опыт руководства командой;
- понимание процессов — как следить за остатками, соблюдать условия хранения, комплектовать заказы;
- навыки работы с программами учёта и автоматизации процессов на складе.
Что будет делать управляющий:
- следить за тем, чтобы товары хранились правильно, с соблюдением требований;
- организовывать зонирование, чтобы сотрудники-комплектовщики знали, где искать тот или иной товар;
- принимать и отпускать товары;
- следить за тем, чтобы на складе всё работало, было чисто и безопасно.
Такой человек несет индивидуальную материальную ответственность — если товар повредится, он будет за это отвечать. Остальные сотрудники склада несут коллективную ответственность.
Раз в месяц управляющий составляет отчёты о найденном браке и о том, что с ним сделали — утилизировали, уничтожили; о том, сколько каких товаров осталось, все ли цифры на бумаге совпадают с реальностью.
Чтобы проверить работу управляющего, проводят инвентаризацию — пересчитывают все товары и ценности на складе. Если находятся несоответствия, начинают разбираться, почему так случилось, и проводят внутреннее расследование.
Наём сотрудников. Чтобы понять, сколько человек нужно для работы, разберитесь, какие операции происходят регулярно. Например:
- приемка и разгрузка транспортного средства;
- распределение товара по складу;
- наведение порядка в зоне отбора;
- сборка заказов.
Складской учёт. Если всё организовано, то в любой момент у вас будет информация:
- сколько и какие товары сейчас находятся на складе;
- у каких товаров заканчивается срок годности, а какие ещё могут полежать;
- движение товаров — какие и сколько приняли, какие отправили, куда и кому;
- остатки — если запасы продукции кончаются, можно вовремя их пополнить.
Обычно для организации этих процессов применяют программы складского учёта — «1С», Ekam, «Мой склад» и другие.
Что сделать, чтобы склад начал лучше работать
Повышайте точность данных о товарах. Организуйте работу так, чтобы каждый сотрудник знал, где что лежит, и мог быстрее собрать заказ.
Следите за внутренним обустройством. Поделите склад на зоны и секторы, в каждом — своя группа товаров. Отразите эти данные в программе учёта.
Следите за оборачиваемостью. Чем быстрее продаётся товар, тем меньше расходы на его хранение. А если продаж нет — зачем занимать место неликвидной продукцией?
Сократите простои и перегрузку. Проанализируйте, в какие периоды заказов много и нужно больше людей, а в какие — достаточно небольшого количества.
Следить за показателями. Показатели, о которых рассказали выше, требуют постоянного внимания. Если что-то идёт не так — нужно вовремя проанализировать, что можно исправить.
Следите за условиями хранения. Если обеспечите правильные условия хранения, товар не испортится, и его не нужно будет утилизировать или продавать как дефектный. Издержки сокращаются.
Наведите порядок на полках. Частая инвентаризация занимает много времени и требует большое количество сотрудников на складе одновременно. При этом работа предприятия может быть парализована. Лучше проводить небольшие проверки отдельных секций или зон склада — это занимает меньше времени.
Как понять, что склад работает плохо
Склад и магазин — это тесно связанные сущности. Вот два примера, как одно влияет на другое и в итоге на прибыль.
Первая ситуация. В офлайн-магазине рамок для фотографий и аксессуаров снизилась прибыль. Одна из основных причин — вырос процент возвратов. Клиенты недовольны, ставят магазину низкие оценки и пишут негативные отзывы.
При инвентаризации склада можно увидеть, что увеличилось количество брака. Если смотреть ещё глубже, окажется, что на складе повышена влажность и требования к хранению фоторамок не соблюдаются. Они портятся и приходят в негодность. Если решить эту проблему, брака станет меньше и можно ждать снижения количества возвратов.
Вторая ситуация. В интернет-магазине большой ассортимент, есть популярные и непопулярные категории. Работает реклама, приходят пользователи, но продаж почему-то мало.
При изучении пути клиента от заявки до доставки оказывается, что в карточках товаров загружается неверная информация от склада. На многих карточках висит плашка «Есть на складе», но на самом деле товар кончился.
Причин может быть несколько. Из вероятных:
- не совпадает маркировка книг на товаре и в карточке;
- неверно ведётся учёт продукции на складе;
- программа неверно передаёт данные об остатках на сайт.
Нужно определить, почему в карточках товаров указано наличие продукции, решить проблему и проверить, изменится ли ситуация.