Так назывался фильм С. Юткевича. Ключевой эпизод: солдат Иван Шадрин беседует с Лениным о своей профессии. “За что и как воевать? За Дарданеллы воевать никто не будет”. - “Советская власть чужих земель захватывать не собирается…”
Сейчас даже анархистам понятно: армия так же необходима, как медицина и школа. Упования на всеобщий мир отдают черным юмором. А ведь в перестройку я сам подписывал на рок-фестивалях петиции за одностороннее разоружение. Что-то вроде этого последовало. Редкий пример, когда власть прислушалась к гражданам.
С тех пор, как разоружился и распался СССР, угроза однополярной евроинтеграции была направлена не против Путина, Асада или Лукашенко, не против партий и правительств, а против стран и народов (напоминаю получателям Болонского образования: страна и государство - разные вещи). Ракета и бомба, даже самые “умные”, не станут разбирать, кто голосовал за власть, кто за оппозицию, а кто просто младенец. Внучата Муаммара Каддафи расстреляны супергероями НАТО. С безопасного расстояния - как в тире. Ведь воспитанники т.н. “постиндустриального общества” сами не рвутся ни на какую тяжелую работу, в т.ч. на войну. Ищут для геополитики дурачков, которых не жалко, в ассортименте от сирийской Аль-Каиды (запрещенная в РФ организация) до украинских бандеровцев (запрещенная в РФ организация). Опять же поясняю: “постиндустриальный” - не национальность и гражданство, а общественный строй.
Советская власть не всегда руководствовалась своими принципами, но в сознании людей присутствовало понятие о войне справедливой или несправедливой (общее для коммунизма и христианства). Ему следовала и российская армия (парадоксальное расхождение внутренней и внешней политики мы недавно обсуждали). Не пошла она в 2008 году триумфальным маршем из Осетии в Тбилиси, в 2014-м из Крыма на Киев. За два январских дня взяла под контроль целый Казахстан, но к РФ не присоединила. С патриотических диванов в глубоком тылу сыпались упреки. Где наши Дарданеллы?!
Правильно не присоединили. Насильно мил не будешь. У каждой профессии свои задачи, военные не должны подменять других (гражданских) специалистов.
Общеизвестная предыстория нынешней беды: до путча 2014 года с Украиной не было серьезных конфликтов, не говоря уже про военное противостояние. Часть украинского населения тогда отмежевалась от путчистов. Логично: если в Киеве можно, почему в Донецке нельзя? Власти (точнее, НАТОвские наместники) 8 лет не признавали за этой частью сограждан никаких прав. Имея на выбор модели автономии для Донбасса (канадские, швейцарские, испанские и пр.), принципиально отказывались от переговоров, предусмотренных Минскими соглашениями (которые сами же подписали). Автора этих строк трудно заподозрить в излишней лояльности к собственному правительству, но в данном случае оно долго старалось решить дело миром. Только сейчас поступило так, как принято среди “цивилизованных стран”.
Всё так. Но главный вопрос: почему большинство “русскоязычного” (= русского) населения украинских городов предпочло чужой Брюссель родной Москве? Инфернальные карикатуры вроде Бандеры - действительно великим героям нашего общего прошлого? Вопрос не к солдатам, даже не к генералам, а к тем, кто фатально не способен предложить из Москвы внятной альтернативы. Хорошо, гей-парадов по проспекту группенфюрера фон Паннвица не будет. А будет - что? Что РФ может предложить взамен, не в преданиях старины глубокой, а в планах на будущее? Инклюзивную оптимизацию под пластмассовой сакурой?
Извините за разнокалиберную аналогию. На каждое олимпийское унижение - реакция: даешь свои отдельные честные игры! Только как, если наша организованная спортивность - неотъемлемая часть глобальной? Строй примерно тот же - и спорт такой же. Остается защищать конкретных людей (Камилу Валиеву). Что мы и делаем по мере сил.
Нынешнее развитие не вызывает радости. Тем более воинственной эйфории. Не знаю, кто мог бы аплодировать очередному братоубийству на развалинах СССР, чреватому третьей мировой катастрофой. Разве что американские экспортеры сжиженного газа. Но я бы и на их месте не радовался.
Илья Смирнов, историк