Найти тему
Олег Панков

Православные святыни Абхазии /Монастырь в Команах/

Икона св. Иоанна Златоуста и храм в честь его имени в Команах
Икона св. Иоанна Златоуста и храм в честь его имени в Команах

Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю,

всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так

будет и семя ваше и имя ваше (Исаия,66, 22).

Стояла нестерпимая жара. По узкой горной дороге шел небольшой отряд римских воинов. Они выполняли важное поручение правителя провинции Понт – одной из самых отдаленных окраинных областей римской империи. Воины должны были доставить на суд в город Команы опасного государственного преступника. Имя его было Василиск. Вина этого человека заключалась в том, что он называл себя христианином и отказывался почитать языческих богов и приносить им жертвы. По приказу императора Максимиана таких людей объявляли вне закона, и если они добровольно не отказывались от своей веры, полагалось подвергать их всяческим истязаниям и губить в жестоких муках.

Руки и шея узника были скованы цепями. Ноги обуты в специальные сандалии, наподобие сапог, внутри которых находились гвозди… Звуки его тяжелых шагов гулко разносились по всей окрестности. От ступней страдальца тонкими ручейками сочилась кровь.

Густая субтропическая растительность нередко заслоняла дорогу и делала ее едва проходимой. Тучи кровососущих насекомых окружали путников со всех сторон. Отряд возглавлял помощник правителя, так называемый магистриан.

От долгого и утомительного пути воины едва передвигали ноги. Озлобленные и усталые, они всю дорогу бранили и ударяли узника. Сквернословие и жестокость к невинному страдальцу, казалось, добавляли им силы. Вместе с тем, они поражались мужеству и выносливости христианина; несмотря на лютые страдания, причиняемые изуверской обувью, на его лице не было ни тени усталости. За все время следования они не услышали от него ни одной просьбы, ни одного стона. Однако все это воины приписывали магическим чарам христиан, которых они считали волхвами и колдунами.

Недавно казнили двух близких друзей Василиска – Евтропия и Клеоника,* с которыми он вместе находился в темнице и подвергался пыткам и мучениям. Страдалец постоянно молил Бога, чтобы и ему удостоится такой же участи – принять смерть за Христа и воссоединиться с Ним в Царстве Небесном. Для Василиска великий пример являл также его родной дядя Феодор – св. великомученик Феодор Тирон **(306 г.), который к этому времени принял уже мученический венец.

* Память св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска отмечается Церковью 16 марта по новому стилю. Кончина их последовала в 308 г.

** Память 2 марта и в первую субботу Великого поста, когда накануне (на вечернем богослужении в пятницу) освещается так называемое коливо.

После нескольких часов пути отряд достиг попутного селения, где можно было немного отдохнуть, утолить жажду и принять пищу. Войдя в селение, воины решили привязать мученика к сухому дубу, находящемуся у ворот дома одной сановитой особы, которая любезно пригласила магистриана и всех его сопровождавших отобедать у нее в гостях. Местные жители, увидев воинов и связанного избитого и окровавленного человека, во множестве вместе с детьми собрались около него, выражая ему свое сочувствие.

В Житиях святых святителя Димитрия Ростовского повествуется, что в это время по молитвам св. Василиска внезапно совершилось великое чудо. Произошло землетрясение и послышался голос с Неба: «Не бойся, я с тобою!». После этого, медные сапоги (сандалии) на ногах мученика мгновенно растаяли, как воск от огня, цепи спали, а сухой дуб зазеленел. На том месте, где стоял святой, потек источник воды. Увидев такое чудо, многие жители селения уверовали во Христа и потом крестились. Магистриан и сопровождавшие его воины, испугавшись землетрясения, выбежали из дома и, увидев происшедшее, тоже пришли в изумление. Вскоре из селения стали приносить и приводить больных, которые по молитвам угодника Божия тут же исцелялись.

Магистриан и воины раскаялись в своих жестокостях по отношению к святому и просили у него прощения и его молитв. Однако, когда они передали Василиска правителю и рассказали о всем происшедшем, тот не поверил в истинность этих чудес, и в конце концов повелел другим воинам казнить узника через усечение мечом, а останки его бросить в реку.

Благочестивые люди выкупили у палача за 30 золотых монет тело святого и похоронили его на вспаханном поле. Когда кто-то из копавших захотел пить, тотчас близ показался источник воды, который существует до сего дня.

Повествуемые события происходили на территории нынешней Абхазии в начале IV века. Примерно через сто лет, в 407 г., в Команах в церкви св. Василиска, которая была построена вскоре после кончины мученика, завершил свой земной путь великий светильник Вселенской Церкви Иоанн Златоуст. Как сообщают Жития, совершив Божественную Литургию и приобщившись св. Таин, святитель со словами: «Слава Богу за все» предал свой дух в руки Божии. (По решению лжесобора и повелению императора архиепископ был отлучен от сана и пребывал в ссылке).

В течение 32 лет гроб с мощами великого учителя православия находился в церкви св. Василиска. В 438 г. при императоре Феодосии II младшем святые останки были с честью перенесены в Царьград.

Гроб свт. Иоанна Златоуста
Гроб свт. Иоанна Златоуста

Усилиями РПЦ в Команах возрожден в последнее время небольшой монастырь с действующей церковью в честь Иоанна Златоуста, где находится гроб святителя и икона с частицей его мощей. Однако само древнее село с его более чем 2-х тысячелетней историей после не столь давних печальных событий, связанных с грузино-абхазским конфликтом, прекратило свое существование. (В Житиях оно именуется даже городом). Теперь о нем напоминают лишь остатки печных труб, поросшие травой стены разрушенных домов, да брошенные сады с обилием всяческих субтропических культур. До границы с Грузией здесь, что называется, рукой подать. Во время боевых действий село оказалось в самом эпицентре, что и решило его трагическую судьбу.

От Сухума до Коман 14 км. Теперь главному городу Абхазии вернули его историческое название. При выезде из столицы установлен на постаменте танк с именами 4-х парней, погибших в нем во время упомянутого вооруженного конфликта.

Жители Абхазии внешне мало чем отличаются от людей других регионов России. Имеют обычные житейские заботы и потребности.

Более половины домов в Сухуме разрушено, из-за отсутствия средств их никто не восстанавливает.

Абхазы очень древний народ, одним из первых принявших христианство. Как известно, в этих местах нес свою божественную проповедь апостол Симон Кананит, мощи которого почивают под спудом вблизи Ново-Афонского монастыря.

Несмотря на всевозможные экономические трудности и политическую изоляцию, маленькая непризнанная республика живет своей неповторимой новой жизнью: развивает туризм, пограничную торговлю, народные промыслы; сохраняется традиционный уклад в сельском хозяйстве, основа которого, конечно, – цитрусовые культуры. Абхазы не мыслят себя вне союза с Россией, однако отчетливо осознают трудность ситуации.

Вблизи Коман нет больших селений. В таких местах все чувства почему-то особенно обострены; монастырь напоминает огромного воина, непрестанно взывающего к Небу, откуда таинственно исходит благодатный покой и молитвенная тишина. В этом древнем уголке словно слились воедино прошлое и настоящее, вечное и тленное.

Могила св. Василиска находится на небольшой горе под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции была сделана попытка достать его мощи из земли для их всеобщего почитания. Однако, когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно начал выходить огнь наподобие горящей нефтяной или газовой скважины, после чего работы прекратили.

Могила св. Василиска
Могила св. Василиска

Следует сказать, что в древности останки святого перезахоронили в специально выстроенном храме в честь его имени, который до наших дней не сохранился.

Еще хотелось бы упомянуть об одном чуде на источнике св. Василиска, который образовался, как уже ранее сказано, во время его погребения. Паломники постоянно находят здесь камешки, покрытые будто капельками крови и бережно хранят их как благословение Свыше. Такие камешки, правда, удается найти не каждому, а, как говорят в тех местах, кому Бог пошлет.

Команы знамениты еще и тем, что здесь примерно в 850 г. произошло третье обретение честной главы Иоанна Крестителя. Глава пророка была тайно привезена в это селение из Царьграда во время иконоборческой ереси при императоре Феофиле.

Когда в Византии было восстановлено иконопочитание, главу с великой честью снова возвратили в столицу. В церкви Иоанна Златоуста находится ее копия. Паломникам показывают то место на вершине небольшой горы против монастыря, где эта святыня хранилась до возвращения в Царьград.

Сегодня в Команах снова к Небу возносится молитва, небольшой коллектив монашеской братии несет свою земную и небесную вахту в одном из самых древних уголков нашей планеты. Рядом с церковью покоится прах православного священника, расстрелянного у стен обители во время упомянутого конфликта…

Не взирая на различные трудности, по мнению монахов, число паломников здесь с каждым годом постоянно возрастает. Древнейшая святая обитель вновь обретает известность и почитание.

От всей души хочется верить, что с Божией помощью мир и благополучие придут на эту благословенную землю и древняя маленькая страна, бывшая до недавнего времени частью великого государства, не станет жертвой нового межнационального конфликта.

Абхазские рыбаки
Абхазские рыбаки