Найти тему
Народная Газета

ЖИЗНЬ УМЕСТИЛАСЬ В ПАРУ СУМОК

Иван ПОРФИРЬЕВ
Фото Владимира ЛАМЗИНА

22 февраля на железнодорожный вокзал Ульяновск-3 прибыла первая партия вынужденных переселенцев Донбасса - большинство из ЛНР. Эвакуировались женщины, дети и пожилые - всего 680 человек. Корреспонденты «Народной» встретили беженцев на станции и провели с ними один день на новом месте.

С надеждой на лучшее

Мокрые капли, словно скупые слезы, оседают на окне поезда, а затем скатываются вниз. К обратной стороне стекла прижался темноволосый мальчик. Он задумчиво водит пальцем по стеклу, словно старается поймать капли. Мальчишка ловит мой взгляд и начинает улыбаться. Сзади к нему подходит женщина, видимо мать, надевает на ребенка шапку с надписью «Россия».

На платформу выгружают свой багаж другие пассажиры. У кого небольшая дорожная сумка, у кого пакет, у кого рюкзак - луганчане приехали налегке. Будто туристы с путевкой на выходные. Многие не успели взять с собой даже еду - когда жизнь под угрозой, аппетит забивается глубоко в подкорку. Лишь бы покинуть ставшую опасной родину.

-2

Татьяна взяла с собой самое ценное - пять внучек, младшей всего полгода. Еще три дня назад семья кое-как засыпала под грохот выстрелов, утром собирались в детский сад и на работу. После сигнала об эвакуации собрались за полчаса, наспех закинув в сумку самое необходимое. Родители девочек остались на родине, защищать республику: обе дочери Татьяны Евгеньевны служат в МЧС, а оба зятя служат в войсках ЛНР.

- Я связывалась с ними, звонила из поезда, настрой у них получше после вчерашних новостей, когда Владимир Путин выступил. Нас признали. Теперь надеемся на лучшее, - говорит Татьяна, сжимая в руках телефон.

Там мой дом

На фоне женщин с детьми и пожилых людей выделяются три высоких парня. Они, пожалуй, здесь единственные молодые мужчины. Ребятам лет по 14 на вид. Были бы старше - не смогли бы покинуть республику. У того, что помладше, серый кот на руках. Заметив его, одна из пожилых женщин грустно произносит:

- А я вот любимого кота Муртаза соседке оставила, - говорит женщина. - Я из города Стаханова, это практически на самой линии разграничения.

Женщину зовут Наталья Тыщенко. В отличие от многих молодых, которые до сих пор напуганы, пенсионерка не боится пообщаться с журналистом и рассказывает свою историю.

-3

- Я сама в Россию ехать не хотела. Но, может быть, я и не уехала бы, если бы была не одна. Муж у меня погиб в 2019 году от разрыва мины. И оставаться там было не с кем. Куда нам ехать, мы не выбирали. Сказали в Ульяновск - значит, в Ульяновск. А нам какая разница? Мы ехали туда, где мир, где не стреляют. Хоть в Ульяновск, хоть в Мурманск, - говорит пожилая женщина. На последних словах в строгом голосе слышатся дрожь и плохо скрываемый страх неизвестности.

На фоне серости платформы, поезда и затянутого тучами неба светлым розовым пятном в толпе мелькает детская куртка.

- Даже не верится, что больше не надо прятаться. Там очень страшно, - рассказывает Лариса Тинякова, приехавшая в Ульяновск с золовкой и тремя внуками.

По ее морщинистым щекам стекают слезы.

- Числа с 17-го февраля ВСУ начали обстреливать нас так, как уже давно не было. Дети у нас из подвалов не вылезали. У меня внучке восемь месяцев, а она без войны не жила. Вздрагивает от любого громкого звука… - делится многодетная бабушка. В распухших от слез глазах виднеется надежда: «Я вернусь домой».

-4

Спасибо, Россия!
Глава региона Алексей Русских отметил, что не оставят в беде прибывших. Каждого человека обеспечили средствами первой необходимости, для несовершеннолетних готовят места в детских садах и школах. Ведь взрослые готовы выйти на работу, для них в службе занятости подберут вакансии.

У Маргариты и двух ее младших сестренок в Луганской области остались родители.

- Как они там, связь поддерживаете? - поинтересовался у девушки Алексей Русских.

- Да, только что созванивались. Сегодня была ночь очень громкая, - Маргарита не выпускает из рук телефон, поглядывая на значок Wi-Fi в углу экрана. Здесь, за сотни километров от дома, нужно держаться за семью. А родину защитят взрослые. Непременно.

- Все так хорошо организовано, мы даже не ожидали, когда уезжали. Удивительно для нас, что в 10 вечера город не затихает, а продолжают ездить машины и ходить люди, - уже с нашими корреспондентами делится своими впечатлениями Маргарита.

-5

Многие из прибывших имеют российское гражданство. Для тех, у кого российских паспортов еще нет, в оформлении необходимых для получения помощи или трудоустройства документов помогают специалисты МФЦ.

Мария Михайлова приехала с сыном, родителями и подругой - матерью троих детей. Говорит, что о своей эвакуации узнала буквально за несколько минут до отъезда.

- Мой муж служит в силовых структурах ЛНР. Им сообщили, что они выдвигаются на точку, без каких-либо уточнений. А мне он сказал: «Ты эвакуируешься». Я попыталась ответить, что не поеду, но он отрезал: «Это приказ», - рассказывает Мария и благодарит Россию, всех россиян за прием и помощь. - Мы как у Христа за пазухой оказались. Но домой все равно хочется…

Мария верит, что желание это скоро осуществится.
- Знаете, какая самая большая радость будет для нас, когда мы вернемся? Если в наших городах будут висеть флаги России!

МНЕНИЕ
Рафаэль Мардеев, председатель ульяновской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны», член областной Общественной палаты:

- Вместе с ветеранами, друзьями, соседями собрали книги, канцелярию, вещи, обувь, на первое время этого должно хватить. Знаем, что некоторые были эвакуированы прямо с рабочих мест, людям даже не во что переодеться. Спросим, в чем острая потребность, - своих не бросаем!

Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:

- Новости о том, что беженцы из ДНР и ЛНР принесут страшную нагрузку на социальную, экономическую инфраструктуру страны, сильно преувеличены. С 2014 года в Россию въехали более миллиона граждан этих республик, они прекрасно интегрировались в общество. Дополнительное пребывание полумиллиона - миллиона человек в 2022 году никак не отразится на ситуации, наоборот, плюсов я здесь вижу больше. Это дополнительные рабочие руки, увеличение налоговых поступлений в бюджет страны.

Наталья Кузяшина, председатель ульяновской областной общественной организации «Совет родителей и членов семей военнослужащих»:

- В 1996 году мой сын-призывник, ему было 19 лет, погиб 8 мая. У всех 9 мая День Победы, а я скорблю. Как мне, матери, жить с этим горем?.. Мы, русские, привыкли всех защищать и всем помогать. И приложим все усилия, чтобы помочь переселенцам, чтобы им вернуться домой.

Елена Шестопал, заведующая кафедрой социологии и психологии политики Московского государственного университета имени Ломоносова:

- Даже на фоне обострения миграционного вопроса беженцев из ДНР и ЛНР ни в коем случае не стоит сравнивать с трудовыми мигрантами. Когда говорят об остроте миграционного вопроса, то имеются в виду выходцы из Средней Азии, с которыми проблем сейчас немало, а не русские, которые вернулись в родную гавань. К тому же во время пандемии произошел большой отток мигрантов из России, много рабочих мест пустует. Возможно, благодаря беженцам они будут заполнены. Так что это обоюдная помощь.