Смыслы цвета рождаются в культуре. Их источником является мыслящий мир человек. В каждую эпоху, у каждого народа складывались свои системы смыслов цвета - культурные палитры. Значения цветов связывали с представлениями о природе, об обществе и Я.
Начало истории цвета. Черный. Красный. Желтый.
Сегодня посмотрим на жизнь желтого в Индии.
Индийская культура относится к культурам Востока. Восток - единство многообразия традиций. Это многообразие представлено следующими типами:
1. китайско-конфуцианский;
2. индо-буддийский;
3. арабо-мусульманский.
При всей специфике эти типы имеют сходство в представлениях о времени, пространстве, власти, коллективе, отдельном Я. Поэтому они являются единым Востоком.
Разница Востока в тонкостях и нюансах культуры, в том числе и прочтениях цветов.
Желтый цвет – любимый в Индии.
Для Древней Индии, как и для других архаических сообществ, значения цвета отыскивались в природных началах. Желтый коннотировался солярно: был цветом солнца, плодородия, расцвета.
Поклонение солнцу началось еще в ведический период (около 16в до н.э.). Солнце было персонифицировано в боге Сурье - светоносном, лучезарном, жизнь дарящем. Сурья считался одним из триады главных (в то время) божеств - вместе с Индрой и Агни.
Самым ранним письменным источником, где упоминаются цвета и их значения, являются упанишады.
В более ранних древних мифах упоминалось о желтом космическом яйце Брахмы, о желтых одеяниях Вишну-творца, с возникновением буддизма появились рассказы о желтой смиренной одежде Будды. Так, цвет стал служить знаком не только солнца, но начала мироздания, знания, мудрости, зрелости и внутренней гармонии.
Во славу богов индийцы делали жертвоприношения. В том числе собирали и дарили храмам, статуям гирлянды из живых цветов определенного цвета. Главное, чтобы цветы приятно (для богов) пахли. Некоторым богам полагались белые цветы (наприрмер, жасмин), иным - красные лотосы. Желтые, как считалось, нравились всем богам.
Природные свойства продолжали сопровождать желтый: символику лета и плодородия перенесли на повседневность – каста земледельцев и купцов начала носить одежду данного цвета.
В этом обозначилось слияние желтого и золотого как соединение сакрального и действительного: божественного света и того, что он дарует – плодов, результатов и денег. Вероятно, этим объясняется пристрастие современных индийцев к золоту – символу-посреднику.
«Плодородность» желтого существует сегодня в свадебных обрядах – сари невесты, краска на ладонях символизируют ее непорочность и плодовитость, ожидание единения мужского и женского начал.
Этот цвет, несущий чистоту и защиту, переносится и на период деторождения, во время которого молодая мать надевает желтую одежду.
В Индии носят множественные оттенки желтого. Так, шафранный (оранжевый) используется в семантике стимулятора умственной активности и аппетита.
Для некоторых культурных групп (например, садху) он считается священным, несущим благо.
В следующей истории египетский желтый.