Найти тему
ОтЛичная Жизнь

Путешествие девушки в плацкартном вагоне поезда Москва-Владивосток - день 5

14 октября 2021 года

Очередная неспокойная ночка – сон совсем не хочет приходить. Уж не знаю, то ли сказывается разница во времени, то ли томительное ожидание встречи с родными, то ли окружающий шум и тревога.

Первым делом, конечно же, выглядываю в окно – серо и лысо. Едем в зоне вечной мерзлоты, по территории Забайкальского края. Деревья здесь совершенно «голые», только темно-коричневые стволы лиственниц и белые березы.

Забайкальский край
Забайкальский край

Сегодня я уже в компании исключительно мужчин. Ночью подсел новый попутчик, который будет напоминать о себе лишь молчаливым присутствием.

Мужчина-попутчик, с которым ехали с самого начала – простыл и теперь ходил чернее тучи, злясь на проводниц и, создающий сильный сквозняк, кондиционер.

Еще один мужчина, который подсел к нам в Иркутской области, мирно лежал на своей полке-кровати, уйдя всем вниманием в телефон.

По вагону то и дело разносились звуки надсадно кашляющих людей, звенели стаканы в подстаканниках, где-то играли в карты, где-то смотрели всем купе кино на ноутбуке – привычный поездной быт.

Я, в страхе тоже заболеть, с этого дня особенно тщательно мазала нос оксолиновой мазью, протирала руки спиртовыми салфетками и практически не снимала маску. Нужно отдать должное этим мерам предосторожности, ведь, за время пути каких только людей не было в вагоне и огромное количество из них были с очевидными признаками болезни, в результате двое моих попутчиков, ехавших дольше остальных, заболели, а я нет.

Остановки сегодня практически все короткие, даже не выйти из вагона, и названия все необычные – Карымская, Амазар, Шилка. Кстати, Шилка, это река, вдоль которой мы сегодня будем достаточно долго ехать - протяженность реки ни много ни мало 560 км. Но самое любопытное для меня, это то, что река является составляющей Амура, на берегах которого находится город, в котором я прожила 10 лет – Комсомольск-на-Амуре. Необычно это осознавать, ведь отсюда до Комсомольска-на-Амуре почти 2,5 тыс. километров!

Поезд Москва-Владивосток, проезжаем реку Шилка
Поезд Москва-Владивосток, проезжаем реку Шилка

Несмотря на то, что вокруг серо, разглядывать местность все равно интересно, мы то и дело проезжаем вдоль рек, у подножия гор, по равнинам межгорных котловин, среди сопок и горных хребтов.

Огибая все эти препятствия, поезд изрядно кренит то в одну, то в другую сторону. Это, кстати, еще одна из причин моей бессонной ночи – только проваливаешься в сон, как тут же просыпаешься от ощущения, что скатываешься с полки-кровати, причем не только в бок, но и в сторону центрального прохода.

Горы и сопки по пути следования поезда Москва-Владивосток
Горы и сопки по пути следования поезда Москва-Владивосток

В этой местности, думаю, жизнь не проста. По природе видно, что почвы не плодородны, а по скромным поселкам, что люди не богаты. Показательно и то, что в крупнейшем городе края Чите, живет всего около 350 тыс. жителей.

Транссиб, вид из окна поезда
Транссиб, вид из окна поезда

Мы, по-моему, совсем уже сроднились с проводницами, они иногда приходят к нам в купе поболтать, и по-доброму называют нас, едущих с самого начала пути, путешественниками.

«Эй, где мои путешественники» - кричат на станциях, зазывая нас в вагон.

Поезд Москва-Владивосток
Поезд Москва-Владивосток

После обеда выглянуло солнце, небо стало голубое-голубое, вагон залило теплое свечение и стало особенно уютно.

Местное время 15-00, Московское 09-00, Владивостокское 16-00 – подъезжаем к станции Могоча, очередной городок, который обязан своим возникновением Транссибирской магистрали.

Станция Могоча, Транссиб
Станция Могоча, Транссиб

Несмотря на то, что Могочинский район считается одним из «богатейших» по содержанию золота и другого сырья, которого было бы достаточно для его экономического развития и процветания, в реальности же заметно, что уровень этого самого развития здесь оставляет желать лучшего.

Красивый ж/д вокзал окружен частными домами и сопками, где по соседству только таежная тайга.

Железнодорожная станция города Могоча
Железнодорожная станция города Могоча

Зато, какая тишина вокруг, даже немного не по себе, а воздух – кажется, им можно напиться.

Пассажиры засуетились у входа в вагоны нашего, изрядно «похудевшего», поезда; проводники, с характерным скрежетом железа, спрятали ступеньки и закрыли двери, и поезд вновь змейкой побежал по извилистой магистрали Транссиба.

Поезд Москва-Владивосток
Поезд Москва-Владивосток

Как-то прохладно стало в вагоне, я утепляюсь и навожу горячего чаю. Проводница, увидев, что мы с попутчиками решили чаевничать, говорит: - «Подождите часик, скоро будет Амазар, там всегда много вкусненького. Продают прямо на перроне. Мы всегда здесь подкрепляемся, всё домашнее!».

Поезд снова ехал в параллель с рекой, но на этот раз этой рекой была Амазар. Сопка, резкий поворот, такой, что виден хвост состава, и плавная остановка.

Удивительно, подумала я, как здесь живут люди – вокруг ни-че-го, едешь среди сопок, гор и тайги, а потом бац, и среди этого вырастает какое-то поселение.

-9

Амазар – одноименный поселок и живет он в основном за счет лесозаготовки и железной дороги.

Здание вокзала настолько скромное, что даже трудно понять, что это именно вокзал.

Станция Амазар, ж/д вокзал
Станция Амазар, ж/д вокзал

Ничего примечательного вокруг, кроме…да-да, тех самых, обещанных проводницей, вкусняшек.

Сразу на выходе из вагонов, вдоль всего перрона, местные жители продают снедь – рассольный сыр, выпечка, готовые обеды, кедровые орешки, рыба сухая и вяленая, и много чего еще.

Стихийная торговля на станции Амазар
Стихийная торговля на станции Амазар

Я, как человек весьма осторожный в еде, только с интересом разглядывала импровизированные прилавки и суетящихся среди них людей – пассажиры, словно только и ждали этой станции, и, отвыкнув от нормальной, домашней пищи, ринулись скупать все, что здесь предлагалось.

Местные собаки сновали туда-сюда, не представляя никакой опасности, а только и делали, что заглядывали в лица покупателей в надежде, что и им перепадет что-то съестное.

Амазар, перрон
Амазар, перрон

И такая атмосфера была на перроне в этот момент, душевно как-то что ли. Не знаю, как вы, а мне кажется, зря запретили такую торговлю, было в этом что-то, какое-то простое, доброе, человеческое. Едешь себе через новые места, а там тебе разносолы всякие предлагают, присущие только здешней местности.

Народ снова забежал в свои вагоны, и поезд отправился в путь. В вагоне царило спокойствие и уют, люди с удовольствием трескали горячие пирожки, завернутые в бумажные листочки и разовые пакетики, а солнечные лучи мелькали теплыми вспышками, то прячась за сопки и лесные заросли, то вновь появляясь.

Проводив особенно яркий закат и преодолев еще 100 километров пути, мы пересекли границу Амурской области – ах, как греют душу знакомые названия, совсем рядом родные места и отчий дом.

Провожаем закат в поезде Москва-Владивосток
Провожаем закат в поезде Москва-Владивосток

Остановка с очередным любопытным названием – Ерофей Павлович.

Поселок этот назван в честь Ерофея Хабарова, благодаря которому в середине 17 века было освоено и вошло в состав Русского государства Приамурье. Его именем назван не только этот маленький поселок, но и весь Хабаровский край, и крупнейший город ДФО – Хабаровск.

Здесь такое необычное здание вокзала, что этот, по сути, ничем не примечательный поселок запомнился мне еще с прошлой поездки.

Транссиб, станция Ерофей Павлович
Транссиб, станция Ерофей Павлович

Оно имеет весьма сомнительную архитектуру, но разительно отличается от всего, что мы проезжали на пути. Говорят, что здание это символизирует железнодорожные ворота в Приамурье.

Интересное мнение, на мой взгляд.

И тогда, выпирающие по краям конструкции, напоминающие ростры кораблей, действительно можно принять за символ нашедших свой причал кораблей, гордо встречающих прибывающих с Запада путешественников.

А быть может эти ростры, символизируют корабли Ерофея Хабарова, который открыл эти земли для России.

Однако, о реальном замысле, который был вложен в архитектуру здания вокзала, остается только гадать.

Ерофей Павлович
Ерофей Павлович

На часах двадцать минут восьмого, все те же 6 часов разницы с Москвой - вот так, если первые два дня пути стрелки часов мы только и делали, что переводили, то теперь за более чем сутки не сделали этого ни разу, хотя преодолели многократно большее расстояние.

Тем временем поезд погрузился в ночь и тихонько бежал еле заметной полоской света среди темноты лесов и сопок.

За ночь станции с необычными названиями Талдан, Магдагачи, Тыгда и др., останутся позади, и я проснусь, можно сказать, на родной земле и в привычном для себя времени.

Другие публикации о поездке по Транссибу собраны здесь:

Транссиб