Найти в Дзене

Портреты, опередившие фотографию. Ганс Гольбейн-младший

Портреты не всегда привлекают внимание так, как пейзажи, жанровые сценки или исторические полотна. Но работы Ганса Гольбейна-младшего, ярчайшего представителя Северного Возрождения, перевернули взгляд на портретную живопись. Придворный художник при английском дворе, Гольбейн создавал совершенное искусство, не вписывающееся в рамки XVI века. Семья художников Ганс Гольбейн младший родился в 1497/1498 году в Аугсбурге. Отец, дядя и брат Ганса были художниками, поэтому творческий путь мальчика был очевидным. Ганс Гольбейн-старший, талантливый живописец, обучал сыновей живописи. Он был знаменитым и почитаемым мастером, но, к сожалению, практически неизвестным на фоне своего сына. В 1516 году Ганс-младший вместе с братом Амброзиусом приезжают в Базель, где обучаются у художника Ганса Хербстера и работают над гравюрами по металлу и дереву. В это время Гольбейн создает рисунки на полях книги «Похвала глупости», которые впоследствии понравились Эразму Роттердамскому. Позже он создаст полноцен
Оглавление

Портреты не всегда привлекают внимание так, как пейзажи, жанровые сценки или исторические полотна. Но работы Ганса Гольбейна-младшего, ярчайшего представителя Северного Возрождения, перевернули взгляд на портретную живопись. Придворный художник при английском дворе, Гольбейн создавал совершенное искусство, не вписывающееся в рамки XVI века.

Семья художников

Автопортрет, 1542-1543
Автопортрет, 1542-1543

Ганс Гольбейн младший родился в 1497/1498 году в Аугсбурге. Отец, дядя и брат Ганса были художниками, поэтому творческий путь мальчика был очевидным. Ганс Гольбейн-старший, талантливый живописец, обучал сыновей живописи. Он был знаменитым и почитаемым мастером, но, к сожалению, практически неизвестным на фоне своего сына.

Ганс Гольбейн-старший. Успение Богородицы
Ганс Гольбейн-старший. Успение Богородицы
Слева Амброзиус, справа Ганс
Слева Амброзиус, справа Ганс

В 1516 году Ганс-младший вместе с братом Амброзиусом приезжают в Базель, где обучаются у художника Ганса Хербстера и работают над гравюрами по металлу и дереву. В это время Гольбейн создает рисунки на полях книги «Похвала глупости», которые впоследствии понравились Эразму Роттердамскому. Позже он создаст полноценные гравюры для известного издателя Иоганна Фробена, в том числе и для «Похвалы глупости». Ну и портрет его тоже пишет.

Рисунок Гольбейна на полях
Рисунок Гольбейна на полях
Портрет Иоганна Фробена
Портрет Иоганна Фробена
Бургомистр города Базель
Бургомистр города Базель

После смерти брата (нет информации о дальнейшей деятельности Амброзиуса и о причине его смерти) Ганс наследует его мастерскую, создает многочисленные работы на религиозную тематику, не забывает о портретах и занимается росписью стен в домах богатых базельцев. В 21 год Гольбейн младший вступает в гильдию художников.

Сам Эразм Роттердамский во время путешествия по Европе заезжает в Базель, восторгается работами кисти Гольбейна и заказывает у него свой портрет, чтобы выслать его в Англию с другими находками из путешествия. Так слава Гольбейна распространяется за пределы родной страны.

Портрет Эразма Роттердамского, 1523
Портрет Эразма Роттердамского, 1523
Портрет пишущего Эразма, 1523
Портрет пишущего Эразма, 1523

Знакомство с Англией

В 1526 году Ганс уезжает на два года в Англию по приглашению Эразма Роттердамского. Он знакомится с гуманистическим кружком, пишет портреты придворных и известных людей.

Портрет сэра Томаса Мора, 1527
Портрет сэра Томаса Мора, 1527
Портрет  Уильяма Уорхема, архиепископа Кентерберийского, 1527
Портрет Уильяма Уорхема, архиепископа Кентерберийского, 1527
Портрет Генри Гилфорда, 1527
Портрет Генри Гилфорда, 1527
Портрет Мэри Гилфорд, 1527
Портрет Мэри Гилфорд, 1527
Портрет дамы с белкой и скворцом, 1527-1528
Портрет дамы с белкой и скворцом, 1527-1528

Вернувшись на два года в Базель, Гольбейн на заработанные деньги покупает два дома, работает над фресками Зала Совета, получает заказы на портреты. Но обстановка в городе становится не слишком благоприятной для работы: Реформация церкви привела к иконоборчеству и уменьшению заказов на портретную живопись. Гольбейн решает вернуться в Англию, где Томас Мор и Эразм Роттердамский рекомендовали его всем как исключительного портретиста. При этом он оставляет свою семью в Базеле и больше с ними не видится, только поддерживает материально.

Портрет семьи художника, 1528
Портрет семьи художника, 1528

Английский придворный художник

В 1532 году Томас Мор, как лорд-канцлер, представляет Гольбейна Генриху VIII и его новой пассии — Анне Болейн.

В это время политическая ситуация в Англии была нестабильна. Генрих VIII вздумал жениться на Анне Болейн в обход своей жены, что отвернуло от него Томаса Мора, Эразма Роттердамского и всю интеллектуальную элиту. Но Гольбейн-младший не растерялся и завел полезные знакомства из нового окружения короля.

Портрет Томаса Кромвеля. Он становится королевским секретарем и главным министром при Генрихе VIII.
Портрет Томаса Кромвеля. Он становится королевским секретарем и главным министром при Генрихе VIII.

Ганс Гольбейн-младший принимает заказы от купцов, придворных, знати и послов.

Портрет Германа фон Ведига, 1532
Портрет Германа фон Ведига, 1532
Портрет купца Георга Гизе, 1532
Портрет купца Георга Гизе, 1532

В 1530-е годы сословие купцов развивалось. Новый тип купеческого класса торговал товарами в большом количестве, арендовал помещения и был освобожден от некоторых налогов. Георг Гизе работал в Лондоне.

Несмотря на то, что это портрет, все внимание на детали и интерьер. Невероятной красоты ковер на столе, прозрачная лампа, еле заметный перстень, бумажки, книжки, монеты. И много символики: гвоздики в вазе— помолвка, на столе внизу слева есть семейная печать — символ принадлежности семьи к купцам, базилик в вазе — защита от болезней (в то время во многих городах были вспышки чумы).

Послы (Двойной портрет Жана де Дентевилля и Жоржа де Сельве), 1533
Послы (Двойной портрет Жана де Дентевилля и Жоржа де Сельве), 1533

Одна из самых загадочных картин всего Северного Возрождения. Каждый изображенный предмет говорит зрителю что-то или рассказывает целую историю. Даже самые незначительные детали что-то нам рассказывают. Например, порванная струна лютни символизирует церковный раскол. И до конца непонятно значение всех этих вещей: почему в такой последовательности, почему именно они, почему именно на этой картине.

На верхней полке изображены небесные предметы, на нижней — земные. Кстати, никто до Гольбейна земной глобус не изображал.

Если присмотреться, можно увидеть на ножнах кинжала можно увидеть цифру 29, а в раскрытой книге цифру 25. Это реальный возраст изображенных.

Но самое главное и удивительное — череп на полу. Если смотреть на картину прямо — это непонятный вытянутый предмет. Но если посмотреть справа под острым углом — получается череп. Удивительно.

Стиль Гольбейна немного меняется с поступлением на службу к королю. Он все больше внимания уделяет одежде и деталям, обстановке и предметам, олицетворяющим портретируемого.

Портрет Шарля де Солье, сьера де Моретта, 1534-1535
Портрет Шарля де Солье, сьера де Моретта, 1534-1535
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла, 1536
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла, 1536

Ганс Гольбейн — придворный художник при короле Генрихе VIII. Несмотря на талант и покровительство власти, он получает не так много денег, как других королевские художники. Но именно благодаря Гольбейну мы знаем Генриха VIII именно таким, широкоплечим, статным и в окружении многочисленных жен и любовниц. Если смотреть на портреты короля других художников, создается впечатление, что это разные персонажи. Ганс Гольбейн-младший создает особый образ Генриха VIII и его окружения.

Портрет Генриха VIII, 1536-1537
Портрет Генриха VIII, 1536-1537
Портрет Джейн Сеймур, жена Генриха VIII
Портрет Джейн Сеймур, жена Генриха VIII
Портрет Томаса Ховарда, 3-го герцога Норфолка, 1539
Портрет Томаса Ховарда, 3-го герцога Норфолка, 1539
Портрет Эдварда, принца Уэльского, 1539
Портрет Эдварда, принца Уэльского, 1539
Портрет дамы, вероятно, члена семьи Кромвелей, 1540
Портрет дамы, вероятно, члена семьи Кромвелей, 1540
Портрет неизвестного мужчины за рабочим столом, 1541
Портрет неизвестного мужчины за рабочим столом, 1541

Интересная история случилась с портретом Анны Клевской, будущей жены Генриха VIII. Кромвель поручил Гольбейну нарисовать портрет девушки, чтобы она понравилась королю и получила заветное предложение руки и сердца. Гольбейн со всем мастерством и изяществом изобразил Анну, немного приукрасив действительность.

Портрет Анны Клевской, 1539
Портрет Анны Клевской, 1539

Портрет Генриху VIII понравился, но когда он увидел Анну Клевскую вживую, случилось, как говорят, ожидание и реальность. Он нашел ее совершенно непривлекательной и всячески не хотел женится на девушке. Кромвель после всей этой истории попадает в немилость.

Гольбейн-младший остается при дворе короля, но ситуация с Кромвелем (его обвинили в государственной измене и казнили в 1540) повредила его карьере. Он все чаще пишет работы от частных заказчиков и отходит от государственных заказов.

Портрет мужчины с соколом, 1542
Портрет мужчины с соколом, 1542
Портрет доктора Джона Чемберса, 1543
Портрет доктора Джона Чемберса, 1543

Не только портреты

Созданный образ Генриха VIII и придворного окружения создает впечатление, что Гольбейн — гениальный портретист и только. Но до приезда в Англию Гольбейн создает много работ на религиозные темы и занимается иллюстрацией книг.

Самая известная картина Гольбейна не из портретов — «Тело мертвого Христа во гробу» 1521 года.

Тело мертвого Христа во гробу, 1521
Тело мертвого Христа во гробу, 1521

Никто ранее не изображал Христа так реалистично и ужасно: это худой человек с многочисленными ранами и лицом, на котором нет блаженства и спокойствия. На картине нет никаких атрибутов божественности и других людей Только надпись указывает на то, что это все-таки Христос, а не обычный человек.

По словам многих искусствоведов, Гольбейн писал Христа с натуры — утопленника, выловленного из Рейна.

Другая известная картина на религиозную тему — «Дармштадская Мадонна».

Дармштадская Мадонна, 1526
Дармштадская Мадонна, 1526

Последняя работа перед отъездом в Англию. Видно итальянское влияние, но некоторые детали выдают шедевр Северного Возрождения: точность в изображении орнамента ковра, богато украшенный головной убор донатора справа от Мадонны, лица портретируемых. Как это все красиво и умиротворенно.

Но все-таки Гольбейн-младший, в первую очередь, гениальный портретист. Во время многих политических переворотов в Англии Гольбейн не терял своего места при английском дворе с помощью таланта и мастерства. Его портреты — совершенное искусство, опередившее фотографию. Невероятно точное, искусное и идеальное.

Ганс Гольбейн-младший умер в 1543 году, предположительно, от чумы.