Портреты не всегда привлекают внимание так, как пейзажи, жанровые сценки или исторические полотна. Но работы Ганса Гольбейна-младшего, ярчайшего представителя Северного Возрождения, перевернули взгляд на портретную живопись. Придворный художник при английском дворе, Гольбейн создавал совершенное искусство, не вписывающееся в рамки XVI века.
Семья художников
Ганс Гольбейн младший родился в 1497/1498 году в Аугсбурге. Отец, дядя и брат Ганса были художниками, поэтому творческий путь мальчика был очевидным. Ганс Гольбейн-старший, талантливый живописец, обучал сыновей живописи. Он был знаменитым и почитаемым мастером, но, к сожалению, практически неизвестным на фоне своего сына.
В 1516 году Ганс-младший вместе с братом Амброзиусом приезжают в Базель, где обучаются у художника Ганса Хербстера и работают над гравюрами по металлу и дереву. В это время Гольбейн создает рисунки на полях книги «Похвала глупости», которые впоследствии понравились Эразму Роттердамскому. Позже он создаст полноценные гравюры для известного издателя Иоганна Фробена, в том числе и для «Похвалы глупости». Ну и портрет его тоже пишет.
После смерти брата (нет информации о дальнейшей деятельности Амброзиуса и о причине его смерти) Ганс наследует его мастерскую, создает многочисленные работы на религиозную тематику, не забывает о портретах и занимается росписью стен в домах богатых базельцев. В 21 год Гольбейн младший вступает в гильдию художников.
Сам Эразм Роттердамский во время путешествия по Европе заезжает в Базель, восторгается работами кисти Гольбейна и заказывает у него свой портрет, чтобы выслать его в Англию с другими находками из путешествия. Так слава Гольбейна распространяется за пределы родной страны.
Знакомство с Англией
В 1526 году Ганс уезжает на два года в Англию по приглашению Эразма Роттердамского. Он знакомится с гуманистическим кружком, пишет портреты придворных и известных людей.
Вернувшись на два года в Базель, Гольбейн на заработанные деньги покупает два дома, работает над фресками Зала Совета, получает заказы на портреты. Но обстановка в городе становится не слишком благоприятной для работы: Реформация церкви привела к иконоборчеству и уменьшению заказов на портретную живопись. Гольбейн решает вернуться в Англию, где Томас Мор и Эразм Роттердамский рекомендовали его всем как исключительного портретиста. При этом он оставляет свою семью в Базеле и больше с ними не видится, только поддерживает материально.
Английский придворный художник
В 1532 году Томас Мор, как лорд-канцлер, представляет Гольбейна Генриху VIII и его новой пассии — Анне Болейн.
В это время политическая ситуация в Англии была нестабильна. Генрих VIII вздумал жениться на Анне Болейн в обход своей жены, что отвернуло от него Томаса Мора, Эразма Роттердамского и всю интеллектуальную элиту. Но Гольбейн-младший не растерялся и завел полезные знакомства из нового окружения короля.
Ганс Гольбейн-младший принимает заказы от купцов, придворных, знати и послов.
В 1530-е годы сословие купцов развивалось. Новый тип купеческого класса торговал товарами в большом количестве, арендовал помещения и был освобожден от некоторых налогов. Георг Гизе работал в Лондоне.
Несмотря на то, что это портрет, все внимание на детали и интерьер. Невероятной красоты ковер на столе, прозрачная лампа, еле заметный перстень, бумажки, книжки, монеты. И много символики: гвоздики в вазе— помолвка, на столе внизу слева есть семейная печать — символ принадлежности семьи к купцам, базилик в вазе — защита от болезней (в то время во многих городах были вспышки чумы).
Одна из самых загадочных картин всего Северного Возрождения. Каждый изображенный предмет говорит зрителю что-то или рассказывает целую историю. Даже самые незначительные детали что-то нам рассказывают. Например, порванная струна лютни символизирует церковный раскол. И до конца непонятно значение всех этих вещей: почему в такой последовательности, почему именно они, почему именно на этой картине.
На верхней полке изображены небесные предметы, на нижней — земные. Кстати, никто до Гольбейна земной глобус не изображал.
Если присмотреться, можно увидеть на ножнах кинжала можно увидеть цифру 29, а в раскрытой книге цифру 25. Это реальный возраст изображенных.
Но самое главное и удивительное — череп на полу. Если смотреть на картину прямо — это непонятный вытянутый предмет. Но если посмотреть справа под острым углом — получается череп. Удивительно.
Стиль Гольбейна немного меняется с поступлением на службу к королю. Он все больше внимания уделяет одежде и деталям, обстановке и предметам, олицетворяющим портретируемого.
Ганс Гольбейн — придворный художник при короле Генрихе VIII. Несмотря на талант и покровительство власти, он получает не так много денег, как других королевские художники. Но именно благодаря Гольбейну мы знаем Генриха VIII именно таким, широкоплечим, статным и в окружении многочисленных жен и любовниц. Если смотреть на портреты короля других художников, создается впечатление, что это разные персонажи. Ганс Гольбейн-младший создает особый образ Генриха VIII и его окружения.
Интересная история случилась с портретом Анны Клевской, будущей жены Генриха VIII. Кромвель поручил Гольбейну нарисовать портрет девушки, чтобы она понравилась королю и получила заветное предложение руки и сердца. Гольбейн со всем мастерством и изяществом изобразил Анну, немного приукрасив действительность.
Портрет Генриху VIII понравился, но когда он увидел Анну Клевскую вживую, случилось, как говорят, ожидание и реальность. Он нашел ее совершенно непривлекательной и всячески не хотел женится на девушке. Кромвель после всей этой истории попадает в немилость.
Гольбейн-младший остается при дворе короля, но ситуация с Кромвелем (его обвинили в государственной измене и казнили в 1540) повредила его карьере. Он все чаще пишет работы от частных заказчиков и отходит от государственных заказов.
Не только портреты
Созданный образ Генриха VIII и придворного окружения создает впечатление, что Гольбейн — гениальный портретист и только. Но до приезда в Англию Гольбейн создает много работ на религиозные темы и занимается иллюстрацией книг.
Самая известная картина Гольбейна не из портретов — «Тело мертвого Христа во гробу» 1521 года.
Никто ранее не изображал Христа так реалистично и ужасно: это худой человек с многочисленными ранами и лицом, на котором нет блаженства и спокойствия. На картине нет никаких атрибутов божественности и других людей Только надпись указывает на то, что это все-таки Христос, а не обычный человек.
По словам многих искусствоведов, Гольбейн писал Христа с натуры — утопленника, выловленного из Рейна.
Другая известная картина на религиозную тему — «Дармштадская Мадонна».
Последняя работа перед отъездом в Англию. Видно итальянское влияние, но некоторые детали выдают шедевр Северного Возрождения: точность в изображении орнамента ковра, богато украшенный головной убор донатора справа от Мадонны, лица портретируемых. Как это все красиво и умиротворенно.
Но все-таки Гольбейн-младший, в первую очередь, гениальный портретист. Во время многих политических переворотов в Англии Гольбейн не терял своего места при английском дворе с помощью таланта и мастерства. Его портреты — совершенное искусство, опередившее фотографию. Невероятно точное, искусное и идеальное.
Ганс Гольбейн-младший умер в 1543 году, предположительно, от чумы.