Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» разработало патрульный корабль «Страж» с функциями погружения под воду. Модификационная технология позволила совместить в одном изобретении свойства военного корабля и подводной лодки. Какие задачи возложат на «Страж»? Будет ли Россия использовать патрульный корабль только в своих целях или сделает упор на экспорт?
Назад в прошлое: проект в СССР
Проект не является инновационной технологией. Ранее в СССР были попытки создать похожий корабль. Наиболее известный — проект 1231 «Дельфин», малый погружающийся ракетный корабль. Он проектировался в нескольких чертежах.
Основной вариант был с подводными крыльями. Они служили для уменьшения гидродинамического сопротивления. Крылья делали из титана, потому что при небольшой удельной массе он обладает высокой прочностью и антикоррозийностью. Повышает сложность его производства то, что атмосферный воздух окисляет металл. Поэтому для сварки титана нужны специальные условия.
В 1964 году проект закрыли. Основные причины — недостаточный уровень развития технологий и необоснованно дорогая цена производства.
Отечественный IT-проект SFERA создает цифровую экосистему, в которой пользователь найдет только полезный контент. Подробнее читайте на сайте. Проект открыт к инвестированию.
Современная реализация проекта
12 апреля 2021 года ЦКБ «Рубин» официально представило экспортный проект погружного патрульного корабля «Страж». Для продажи иностранным заказчикам он получил название BOSS — Border and Offshore Submersible Sentry (подводный пограничный патрульный корабль).
В нынешней конструкции инженеры отказались от крыльев, которые были в советской модели. Благодаря новым технологиям достигнуты существенные успехи в материаловедении, есть композиты, компьютерное моделирование и многое другое. Новые методики позволяют преодолеть проблемы, с которыми столкнулись советские инженеры. Это даёт надежду на развитие кораблей проекта «Страж» и уменьшает шанс заморозки или остановки производства.
«Страж» на страже морских вод
Стоимость патрульных кораблей на мировом рынке относительно небольшая. Поэтому приобрести «Стража» смогут страны с небольшим бюджетом. Гибридная функция корабля позволяет использовать его для двух разных задач.
Субмарина может патрулировать прибрежную границу, а в случае непогоды или атаки уйти под воду. Гидроакустические антенны и РЛС позволят незаметно обнаруживать цели и так же приближаться к ним.
«Корабли этого типа многофункциональны, могут использоваться для охраны, а также как спасательное или исследовательское судно», — сообщили в пресс-службе ЦКБ «Рубин».
Как вы считаете, какой уровень успеха ждет кораблей-гибридов? Или снова проект обречен на забвение, как в СССР? Будет ли чем похвастаться России на мировом рынке?
Автор:
Полина Кабазина
Рекомендуем к прочтению:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #судостроение #оружие #россия