Найти тему
Visit Primorye

Дальневосточный музей авиации: любителям техники понравится

Дальневосточный музей авиации – молодой, но очень перспективный туристический объект Приморского края. Его официальное открытие состоялось 10 сентября 2021 года. Сейчас здесь представлено к посещению 7 объектов авиационной техники, два еще находятся в процессе передачи и восстановления. Но и этим перспективы не ограничиваются.

Дальневосточный музей авиации – название говорит само за себя. Здешние экспонаты – не только раритеты, это еще и страница истории отечественной гражданской авиации, которую можно прочесть, находясь в этом музее в городе Арсеньев. Кстати, именно в этом городе находится одно из крупнейших предприятий российской аэрокосмической промышленности - «Арсеньевская Авиационная Компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина».

Адрес: г. Арсеньев, ул. Новикова, 34

График работы: Вторник – Воскресенье с 9.00 до 17.00, выходной – понедельник.

Цена билета:

· Дети, студенты, пенсионеры – 100 рублей

· Взрослые – 200 рублей

· Иностранные туристы — 450 рублей

Проведение экскурсий:

· Организованные группы – минимум 10 человек, необходима предварительная запись (не позднее 2х дней до посещения).

· Внутренний осмотр самолетов: Як-40 и Ту-134. Осмотр проводится только в сопровождении экскурсовода. Дополнительной оплаты не требуется.

-2

Сейчас на территории Дальневосточного музея авиации находится 8 образцов авиатехники – 7 самолетов и 1 вертолет. Еще одна винтокрылая машина - в процессе передачи. Но руководство музея не скрывает, что работа по расширению выставочной площадки и увеличению экспонатов продолжается. Ведутся переговоры по передаче музею нескольких единиц списанной военной авиатехники, включая вертолеты корабельного базирования.

-3

Все экскурсоводы Музея в прошлом были тесно связаны с авиацией (хотя здесь бывших не бывает). Пилот, штурман, инженер радиоэлектроники, инженер в самолетостроении и вертолетостроении ответят на любой вопрос, связанный с самолетами, моделями, историей авиации и пр. И эти «путешествия в небо» пользуются большой популярностью у школьников.

Каждый из представленных объектов авиационной техники можно смело считать памятником науки и техники (прим: хотя по правилам такой статус присваивает экспертная комиссия, которая работает при Московском политехническом музее). Любой из этих экспонатов уже не выпустят авиазаводы, так что можно смело утверждать, что они - история авиационного прошлого страны, история развития Дальнего Востока.

-4

Стремление к полетам сопровождало человечество на протяжении едва ли не всей его истории. Эта мечта породила множество мифов, легенд и сказаний. И у каждого объекта, представленного на территории музея, немало своих интересных историй. Очень важно, что самолеты стоят на открытой территории, можно попасть внутрь салона, почувствовать себя пилотом в кабине летчика.

Ил-14. Этот самолет был выпущен в 1957 году. Летал в Архангельске с 1957 по 1980 год в транспортном полку в морской авиации. После проведения капитального ремонта был передан для эксплуатации в Колымо-Индигирский объединенный авиаотряд Якутского управления гражданской авиации «Аэрофлот». Самолет переоборудовали для выполнения экспедиционных задач. Выполнялись рейсы по обеспечение северных поселков продовольствием и топливом. Борт был задействован в работах по картографированию и аэросъемке местности, участвовал в ледовой разведке в интересах проводки судов по Севморпути. Эксплуатировался до 1993 года. Сегодня это очень редкий и ценный экземпляр, сохранившийся в приемлемом состоянии.

-5

Ан-8 Изначально эти самолеты являлись военно-транспортными. Но в 70-м году было принято решение об их списании и начался процесс исключения из состава военно-транспортной авиации. Данный борт был в составе военно-транспортной авиации с 1961 по 1976 годы. После снятия с вооружения и полной демилитаризации самолет передали для эксплуатации в летно-транспортный отряд Харьковского авиационно-производственного объединения, где он прослужил верой и праведной до 1982 года. Далее самолет был передан в летно-транспортный отряд Арсеньевскгого объединения «Прогресс», где летал до 2000 года.

Ту-134 Этот самолет был выпущен на Харьковском авиазаводе в 1969 году и сразу попал в Польшу, где в компании LOT (Польские авиалинии) летал до 1983 года. У данного борта было собственное имя - Мария Склодовская-Кюри. После капитального ремонта, произведенного в 1983 году, самолет был передан ААК «Прогресс», где эксплуатировался до 1990 года. Далее его передали в собственность военно-исторического клуба «Витязь»

Сегодня в России можно насчитать почти полтора десятка самолетов Ту-134, среди которых и в Арсеньеве, которые являются памятниками или музейными экспонатами.

Як-40. Был в эксплуатации Владивостокского авиаотряда «Аэрофлота» до 1993 года. После различных реорганизаций самолет поступил в собственность «Владивосток Авиа», базировавшейся в Артеме. До 2011 года этот борт летал по Приморскому краю, выполнял рейсы в Хабаровск. Т.к. ресурс этих самолетов был рассчитан на 35 лет, то в 2011 году он был исчерпан и борт был направлен в АКК «Прогресс». После чего генеральный директор «Владивосток Авиа» Владимир Сайбель передал этот самолет для будущей музейной экспозиции.

-7

На Дальнем Востоке память Як-40 увековечена в восьми географических пунктах, и половина – это Приморский край. Кроме Дальневосточного музея авиации, этот самолет застыл на воздушной стоянке возле аэропорта Кневичи, возле ВГУЭС и на СТК «Приморское кольцо». Всего же по России можно увидеть 36 памятников этому малышу.

Су-27 Данный самолет был выпущен на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ), как учебно-боевая модификация самолета Су-27. Эксплуатировался он в 22-м истребительном авиационному полку на аэродроме «Центральная-Угловая» вплоть до 2019 года. Борт предназначался для подготовки пилотов боевых Су-27. После списания был передан в музей.

-8

Су-25 Данный самолет был выпущен в цехах Тбилисского авиационного завода (TAM) и являлся одним из первых в серии, принятой на вооружение. Находился в эксплуатации в 266-м отдельном штурмовом Краснознаменном авиационном полку, базировавшемся на аэродроме Оловянная (Степь) в Забайкальском военном округе. В 2010 году самолет перелетел на военный аэродром Домна в 30 километрах от Читы. В 2020 году он был списан и выведен из состава ВВС, а далее передан музею

МиГ-15УТИ Данный самолет был выпущен в 1949 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ). В 1974 году его учебно-тренировочная биография завершилась и самолет был установлен в виде памятника возле Приморского авиационного техникума в Арсеньеве. В этом статусе борт пребывал до 2021 года. Но за это период вандалы практически уничтожили машину и даже стоял вопрос об утилизации. В том же году администрация Арсеньева передала борт музею, где специалисты вернули его к жизни после кропотливой реставрации.

Ми-34. У этого экспоната короткая судьба. Данные машины стали выпускаться по заказу ДОСААФ. Но из-за изменений в стране и преобразования ведомства в другую структуру, была оплачена и выполнена только часть заказа – всего 17 машин, а недостроенный вертолет был передан музею в качестве экспоната.

Авиатехника – это, конечно, основа экспозиции. Но есть и другие не менее интересные экспонаты. Например, противокорабельная ракета П-15. Разработана она была в середине 50-х годов XX века, а выпускали ее с 1959 по 90-й год на заводе «Прогресс». На атаку цели уходит всего 75 секунд, причем, осуществляется это из зоны, недостижимой для корабельной артиллерии. Не зря ее окрестили «автоматом Калашникова» среди прочих корабельных ракет. А черный ящик? Те самые бортовые самописцы? И совсем он не черный, и даже не ящик. Округленная форма легче переносит падения и повреждения, а яркий цвет обусловлен тем, что такой предмет намного проще найти. И если раньше вся информация во время полета записывалась на пленку или проволоку, как на первых магнитофонах, то сейчас цифровизация и современные технологии в помощь.

-12

Представлена история отечественной авиации на Дальнем Востоке и в выставочном павильоне с конференц-залом с видеотекой на 48 посадочных мест. Здесь транслируются хроникально-документальные фильмы из цикла «Крылья России». Продолжается формирование внутренней экспозиции, где будут представлены документы, летное снаряжение, манекены в форме и летном обмундировании, элементы фалеристики, в т.ч. и знаки отличия, погоны, значки, жетоны, наградные документы. Установят три специальных сенсорных медиакиоска, где можно будет увидеть очерки об истории авиации, раритетные фотографии, газеты, журналы. Это позволит расширить информационное поле. Для детворы предусмотрены мастер-классы, где, например, можно будет сделать настоящий воздушный шар, только в миниатюре, а потом осуществить его запуск в небо. В ближайшее время здесь появятся несколько компьютерных игровых автоматов – авиасимуляторов, с помощью которых любой сможет «покорить» небо.

-13

Дальневосточный музей авиации открыл свои двери в сентябре 2021 года, но уже успел снискать популярность среди приморцев и гостей региона, в т.ч. и иностранцы. Правда, последних маловато. Сейчас музей готовит информацию на английском языке – буклеты, навигация, пояснительные таблички.

Фото Максим Болдырев