Света вертелась перед зеркалом. И так повернется и эдак. Нашла в шкафу чудесное платье на лямочках, надела мамины туфли на каблуах. Ну красота ведь! Принцесса, не иначе. Принца только не хватает.
Ключ повернулся в замке, хлопнула дверь. Света бросилась снимать свое чудесное платье, и туфли. Попыталась запихнуть все в шкаф, не лучилось- все вываливалось обратно, вместе с ворохом другой одежды.
В комнату вошла мама. Брови тут же сошлись на переносице.
- Ты что тут бардак разводишь? Уроки сделала? Я целый день пахала, как лошадь, теперь мне еще за тобой убирать?!
Света стояла опустив голову. Рядом валялись мамины туфли и ворох одежды, выпавшей из шкафа.
- Быстро приберись. И чтобы вещи мои больше не брала! А это что?
Мама подняла чудесное платье брезгливо, двумя пальцами. Поднесла к лицу дочери.
- Ты где это взяла?
Света молчала.
Мама схватила ее за руку. Больно.
-На меня смотри, когда я тобой разговариваю!
Девочка подняла голову, посмотрела на мать, тихо ответила.
- В шкафу. Я думала оно не нужное.
- Думала она! Нашла бабкину комбинашку и на себя натянула?! Красовалась, небось, перед зеркалом! Еще и туфли мои любимые взяла!
Мама замахнулась на Свету, но не ударила, махнула рукой зло. Скомкала чудесное платье, которое почему-то обозвала "комбинашкой" и понесла в мусорное ведро.
Девочка так и осталась стоять в комнате. По щекам катились слезы. Взяла себя в руки, собрала вещи, аккуратно сложила в шкаф. Мамины туфли отнеслав прихожую на полку.
Из кухни доносился мамин голос. Она с кем- то громко разговаривала по телефону.
- Нет, ну ты представляешь: нашла где-то эту тряпку и нацепила!
- Да я-то выбросила. Только надо все вещи пересмотреть: вдруг еще что найдет.
- Ну как это зачем скрывать?! Она мне всю жизнь испортила: учись, с этим не гуляй, с той не дружи! Как цербер постоянно!
Мама расхаживала по кухне, сердито жестикулируя свободной рукой. Ругалась на какую-то " бабку", не замечая, что в дверях стоит Света и все слышит.
Девочка тихонько подошла к холодильнику, открыла, достала вчерашний суп, поставила разогреваться. Слезы уже высохли. Надо поесть и маму покормить. Сейчас поговорит по телефону и спросит где ужин.
В свои девять Света занималась уборкой, готовила нехитрую еду, вовсю пользовалась стиральной машинкой.
- А этот... слышать даже про него не хочу. Сбежал и забыл про нас. Бросил меня с ребенком. Нашел себе какую-то девицу и рад. Ладно, пока. Устала -сил нет!
Мама положила телефон на стол, повернулась к дочери. Лицо злое.
Света помешивала суп в кастрюле и старалась не смотреть на мать.
- Ну ты скоро? Я есть хочу! Упахалась за целый день, а тут еще ты! Что бабка твоя, что папаша. Жить не давали.
Мама открыла бутылку крепкого, хлебнула прямо из горла, затянулась. Маленькая кухонька наполнилась запахом дыма. Девочка аккуратно налила сразогретый суп в тарелку, нарезала хлеб, поставила перед матерью и вышла из кухни.
Она знала что будет дальше- мама будет долго сидеть за столом, "отдыхать", звонить кому-то и кричать гадости, потом, когда крепкое закончится, доползет до киовати и уснет, чтобы завтра пойти на ненавистную работу с опухшим лицом и больной головой. И, конечно, виновата, как всегда, будет Света. Она виновата всегда и во всем: недостаточно хорошо учится, не помогает по дому, недостаточно тихо молчит и еще много чего.
Девочка пошла в свою комнату, точнее в уголок, отгороженный шкафом, разделась, свернулась калачиком на жестком матрасе, накрылась одеялом. Уснуть быстро не удалось- было очень жаль чудесное платье - "комбинашку". Нежно-розовое, с оборочками и кружевными вставками, оно, казалось, пришло из другой жизни. Из жизни, которой у Светы никогда не будет.
Сильные руки схватили девочку, куда-то понесли. Вокруг шум, все в дыму, суетятся какие-то люди. Девочка пыталась вырваться. Не получилось, сил совсем не было, почему-то кружилась голова. Ее быстро вынесли на улицу, передали кому-то, закутали в плед. Женщина в белом халате прицепила какую-то штуку на палец, задавала вопросы.
Света ничего не понимала, вокруг много людей: пожарные, врачи, соседи. Все суетятся, что-то горит. Пожар!
- Мама!
Девочка рванулась к горящему дому, ее, конечно, удержали.
- Там моя мама!
Света билась изо всех сил, хотела бежать в дом, спасать маму. Не получилось. Не дали. Сосед дядя Коля прижал к себе, завернул плед поплотнее и держал. Гладил по голове, вытирал слезы.
- Ничего, девонька, все хорошо будет.
Дядя Коля хороший- улыбается всегда, шутит.
Света притихла, повисла у него на руках. Слезы высохли. Поняла, что случилось что-то страшное, непоправимое.
Занялся рассвет, небо начало светлеть. Дом потушили. От него мало что осталось: только стены обгоревшие. Девочку увезли в больницу. Соседи разошлись. Уехали пожарные.
- Светочка, детка, я твоя бабушка.
Пожилая, опрятно одетая женщина, присела рядом со светой. От нее пахло чем-то вкусным, домашним.
- Ты меня помнишь?
Света посмотрела на нее пустым взглядом и ничего не ответила. Она провела в больнице уже неделю, знала, что мамы больше нет и что ее отправят в дет дом: близких родственников не нашли, некому оформить опеку.
- Детка, ты меня слышишь? Я тебя к себе заберу, документы уже подала. Потерпи немного.
Женщина еще что-то говорила, гладила по голове, совала конфеты. В конце концов ушла. Света осталась сидеть у окна. Смотрела и ничего не видела.
- Ба! А я пятерку получила! По математике за контрольную!
Девочка сбросила туфельки и побежала на кухню. Там бабушка колдовала над плитой. Запах стоял сумашедше вкусный.
- Да ты ж моя умница!
Обняла, поцеловала внучку.
Первые пару месяцев было трудно. Света никак не могла поверить, что не нужно готовить, что за плохую оценку не поругают, а просто помогут разобраться в причинах, за хорошую похвалят, что уборка и стирка - это не обязанность, а просто помощь бабушке, если время есть.
Бабушка, которая " жизни не давала" маме , оказалась вовсе не монстром, а просто требовательной и справедливой, может, где-то излишне строгой.
В общем и целом жизнь налаживалась.
Света пошла в свою комнату- настоящую комнату, а не уголок за шкафом, не дошла, вернулась на кухню.
- Ба, а что такое " комбинашка"?
Бабушка повернулась к девочке, удивленно посмотрела, но ответила.
- Это то, что под платье надевали. Раньше только так и носили. Комбинация это называется. А что?
У Светы по щекам слезы потекли. Вспомнила чудесное розовое платье и последний вечер с мамой.
Бабушка вытерла руки о передник, обняла.
- Не плачь, солнышко. У меня в шкафу их полно. Выбирай любую.