Для новейшей истории России и, в частности, для Нижегородской области является беспрецедентной ситуация с санкционными мерами в отношении нашей экономики (под ударом оказались также спорт, культура и отдельные люди). Это накладывает серьезный отпечаток на социальное самочувствие общества и ситуацию в хозяйственной сфере.
Основополагающим документом для нас является Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, и стоит еще раз в нее внимательно вчитаться, чтобы понять, что следует предпринимать в этой ситуации.
Полезных ископаемых у нас немного, соответственно, структура нашей экономики такова, что в ней ключевую роль играет обрабатывающая промышленность, составляющая больше 30 процентов валового регионального продукта. И многое будет зависеть от политики федеральных властей и таких системообразующих институтов, как Центробанк. В частности, от размера процентных ставок и обеспечения предприятий доступными заемными средствами, которые должны вкладываться, в первую очередь, в развитие наиболее наукоемких отраслей – IT-сектор, научные исследования, связь, электроника и так далее. Когда раньше мы говорили об импортозамещении, то предполагалось, что у нас есть время на раскачку. Сейчас его нет.
Большое внимание в ближайшее время должно уделяться сфере управления. Мы должны понимать, что от быстроты принимаемых решений будет зависеть очень многое. В этой связи роль губернатора, и без того высокая, вырастет. Его властные полномочия в условиях «военного времени» для экономики будут усиливаться.
Первые дни военной спецоперации вызвали определенные панические настроения среди части населения – некоторые люди бросились снимать вклады, покупать технику, будучи уверенными в предстоящем значительном подорожании. Эти ожидания, однако, сбываются лишь отчасти, и не стоит дважды наступать на те же грабли. Мы уже это проходили несколько лет назад, когда многие скупали все, что попадется под руку, причем, не только технику, но и продукты, а потом не знали, куда девать эти запасы, существенно превышающие их потребности. Нужно успокоиться и понять, что это проигрышная стратегия поведения, которая ведет к неизбежным потерям.
В течение 2022 года должна быть выработана антикризисная программа действий, особенно в части поддержания производства. Скорее всего, довольно крупные средства будут оттянуты на социальную поддержку, в том числе и безработных (у нас есть предприятия, которые были созданы западными компаниями, часть из которых – пока в других регионах – приостанавливает производство).
Что будет за пределами этого года, прогнозировать сложно, поживем – увидим. Возможно, придется думать о более масштабных изменениях, в том числе о национализации нефтяных и нефтегазовых отраслей, чтобы выйти из столь затруднительной ситуации.
И, конечно, нужно отказаться от деления людей на тех, кто имеет QR-коды, и кто не имеет и тому подобных ограничений. Но это наша власть, уже, похоже, поняла. Эти действия предпринимались в благих целях, но сейчас они могут ударить по социальному миру и подорвать и без того хрупкий социальный мир. Эти эксперименты более не нужны.
Александр Егоров, политолог