Найти тему

ЗАГАДОЧНЫЕ АЙНЫ: НАРОД, ЯЗЫК, КУЛЬТУРА

Айны (айну) — автохтонное население Японских островов; также издавна проживали на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, на Сахалине и Курильских островах, о чем свидетельствуют многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов.

Генеалогия айнов доподлинно не известна, существующие гипотезы относят их к европеоидам, австронезийцам, либо палеоазиатским народностям. Австралоидные черты их лица по ряду признаков похожи на европейские.

Примечательная внешность мужчин-айнов – невероятно густые темные волосы и длинные бороды в сочетании со светлой кожей – заставила впервые встретивших их русских землепроходцев назвать народ «мохнатыми курилами», а ученые впоследствии даже выделили айнов в отдельную расу.

Источник: yaustal.com
Источник: yaustal.com

Характерная черта внешнего вида айнских женщин – «татуированные» сажей губы. Традиция рисовать своеобразный узор вокруг губ не находит однозначного объяснения. Одни исследователи полагают, что поэтапная татуировка играла роль возрастно-половых инициаций, другие склонны считать ее своего рода пометой, помогающей защитить сахалинских женщин от кражи туземцами. Среди самих айнов существовала легенда о том, что татуироваться женщин в глубокой древности научила спустившаяся с небес жена бога Окикуруми.

Источник: disgustingmen.com
Источник: disgustingmen.com

Исторически айны жили вдоль рек на островах архипелага небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Пропитание добывали охотой, собирательством и рыбной ловлей.

Айну – самоназвание народа, которое трактуется двояко. По одной версии автоэтноним появился в период с XVIII по XIX вв., когда возникла необходимость противостать японской колониальной экспансии и обособиться от народа-поработителя, назвавшись «айну», что в переводе означало «настоящий человек», или «благородный человек». Вторая версия возникновения названия этноса связана с военными действиями и культом самурайства: айну – «мужчина», «достойный мужчина».

У айнов также существовали своя мифология, традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

Неоднократно на протяжении своей истории айны подвергались ассимиляции со стороны японцев, однако японцами себя не признавали и не принимали японскую культуру, требуя создания суверенного национального государства.

В настоящее время наиболее многочисленные этнические группы айнов проживают в Японии, где их численность, согласно неофициальной статистике, может доходить до 200 000 человек. В Японии айны ассимилированы полностью и ввиду длительной дискриминации мало чем отличаются от японцев. В свою очередь, большинство японцев, проживающих в России, согласно переписи населения 2010 г., имеют айнское происхождение.

В России в ходе переписи населения 2010 года зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека — в Камчатском крае.

Источник: avatars.mds.yandex.net
Источник: avatars.mds.yandex.net

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Накамура направил письмо губернатору Камчатского края Владимиру Илюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был отклонён.

Накамура сообщает, что в 2012 году в России насчитывалось 205 айнов, борющихся за официальное признание. Пока айны не признаны, они отмечаются или как люди без национальности, или как этнические русские / камчадалы. Курильские айны и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Язык айнов

Генетическая принадлежность айнского языка не определена, ученые относят его к т. н. изолированным языкам. Айнский язык значительно отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского и прочих языков Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

Наличие своего письма у айнов не подтверждено. Первые записи языка были сделаны русскими путешественниками на кириллице в XVIII в., столетием позднее изучением языка занялся английский миссионер Джон Бэчелор, которому удалось создать первый переводной англо-айнский словарь.

В настоящее время для записи айнского языка используются практическая латиница или катакана.

Полноценному лингвистическому описанию оказались доступны лишь диалекты японских айнов, об относительной самостоятельности которых можно было говорить приблизительно до конца прошлого столетия.

Так, известно, что для айнского языка характерно музыкальное ударение, которое одновременно является смыслоразличительным – есть пары слов, различающиеся только ударяемым слогом: nina 'рубить дрова' – nina 'стирать в порошок'.

Слово может состоять из любого количества слогов, поэтому можно встретить довольно длинные структуры вроде yaykosiramsuipa 'думать'.

Имя и глагол четко противопоставлены, что отражается в строении предложения: в роли сказуемого всегда выступает глагольная форма (иногда – имя с глаголом-связкой), в роли подлежащего и дополнения – именная.

Для выражения одушевленности используется специальное служебное слово 'utar, прибавляемое к существительному.

Айнский глагол не имеет неопределенной формы.

Синтаксические отношения в айнском языке могут выражаться как при помощи системы словоизменительных флексий, характерных для личных показателей глагола, притяжательных показателей имени и глагольных показателей с пространственным значением, так и при помощи фиксированного порядка слов.

Поскольку морфологическая категория падежа отсутствует, следует обращать внимание на форму сказуемого, с помощью которой определяются виды второстепенных членов, выраженных неизменяемыми словами.

Источник: global-travel.ru
Источник: global-travel.ru

По числу грамматических основ айнское предложение делится на простое и сложное, причем последнее имеет два типа, схожих с русскими сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями.

Для лексики хоккайдских айнов характерно наличие многочисленных японских заимствований. В сахалинских и курильско-камчатских диалектах встречается некоторое количество заимствований из русского языка, относящихся, прежде всего, к бытовой лексике.

Некоторые исследователи склонны считать, что к сегодняшнему дню айны полностью перешли на японский язык и айнский можно считать мёртвым.

В 1979 году только три человека могли бегло говорить по-айнски на Сахалине, но к 1980-м годам язык здесь полностью исчез. Официально считается, что последним человеком, знавшим сахалинский айнский язык, был Такэ Асаи, умерший в Японии в 1994 году.

По словам главы Айнского сообщества Камчатки Алексея Накамуры, язык айну все-таки частично сохранился. На японском острове Хоккайдо наречие, на котором говорят айны, называется сару, на Сахалине – райчишка. Все имеющиеся разговорники и буквари айну изданы на японском и английском языках.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Согласно официальному ответу на запрос Института развития родных языков народов Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. на территории Сахалинской области айнский язык в общеобразовательных организациях не изучается; мероприятия, направленные на сохранение и развитие культуры айнов, в системе образования не проводятся.

#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #айны #этнос

Федеральный институт родных языков

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»

Официальный сайт

ВКонтакте