Роман «Обломов» стал не только триумфом Ивана Гончарова, но и его визитной карточкой.
Из Симбирска в Москву
Иван Гончаров появился на свет в 1812-м в Симбирске. Его семья, официально числившаяся купеческой, фактически была помещичьей, и будущий писатель вырос в условиях, которые мало чем отличались от воспитания детей в зажиточных дворянских домах. Он рано лишился отца, но благодаря заботам своей матери и крёстного, «доброго моряка» Николая Трегубова, получил основательную для того времени умственную подготовку.
Три романа на «О» и «Фрегат «Паллада»
Окончив университетский курс, Гончаров поступил на службу сначала в Симбирске, затем в Петербурге. Получив должность переводчика иностранной переписки в департаменте внешней торговли министерства финансов, он также сошёлся с творческими личностями, особенно с критиком Белинским, который дал ему, начинающему автору, «путёвку» в большую литературу, высоко оценив его «Обыкновенную историю».
Жизнь писателя не изобиловала событиями. Он был привязан к своим удобствам, привычкам, что объединяло его с героем второго романа на «О», Обломовым. Единственными яркими эпизодами биографии писателя были его литературная деятельность и путешествие на Дальний Восток. В 1852-м Гончаров высказал пожелание отправиться в Японию на военном корабле в качестве секретаря адмирала Путятина. Его тут же поймали на слове, и только когда пути назад уже не было, писатель понял, что обязан пуститься в плавание, если не хочет, чтобы его подняли на смех. Долгое морское путешествие не доставило ему большой радости, хотя Гончаров с жадностью и большим вниманием поглощал всё новое, что видел и слышал, и делал путевые заметки, которые в 1858-м увидели свет под названием «Фрегат «Паллада»».
С 1855-го по 1860-й Гончаров служил цензором Петербургского цензурного комитета, а с 1865-го по 1867-й вообще был так называемым цензором цензоров. Многие ему за это пеняли.
В 1859-м писатель опубликовал «Обломова», начатого ещё в 1847-м. Успех романа был огромным.
Второй роман на «О» стал не только «капитальнейшей вещью», как писал Толстой, но и триумфом писателя. Следующая рукопись, «Обрыв», такой реакции у читателей не встретила. Рецензии на роман были резко отрицательными. Тем не менее это не помешало книгам Гончарова занять место на полке рядом с трудами русских классиков, которых он обожал с детства.