Найти в Дзене
Акцент Консалт

Почему важно проводить полноценный поиск перед регистрацией товарного знака?

До того, как подавать товарное обозначение на регистрацию, важно провести поиск. К поиску можно подойти по-разному. Давайте рассмотрим на примере из нашей практики: Клиент обратился в известную компанию с целью зарегистрировать товарный знак на свою продукцию в отношении 03 класса МКТУ (Медицинская косметика), компанией был проведен поиск, выявлены возможно схожие товарные знаки, далее была подана заявка. По всей видимости, заявителю отчет о поиске прокомментировали так, что при получении уведомления (предварительного отказа) можно будет подготовить мотивированный ответ и знак будет зарегистрирован. К нам клиент пришел уже с решением ФИПС об отказе в регистрации товарного знака. При оценке ситуации по полученному отрицательному решению наши специалисты пришли к выводу, что ситуация не безысходна. Провели мониторинг ссылок, по которым было вынесено решение, сделали анализ противопоставленных товарных знаков, проверили действительное использование их гражданском обороте правообладателями
Оглавление

До того, как подавать товарное обозначение на регистрацию, важно провести поиск. К поиску можно подойти по-разному. Давайте рассмотрим на примере из нашей практики:

Клиент обратился в известную компанию с целью зарегистрировать товарный знак на свою продукцию в отношении 03 класса МКТУ (Медицинская косметика), компанией был проведен поиск, выявлены возможно схожие товарные знаки, далее была подана заявка. По всей видимости, заявителю отчет о поиске прокомментировали так, что при получении уведомления (предварительного отказа) можно будет подготовить мотивированный ответ и знак будет зарегистрирован.

К нам клиент пришел уже с решением ФИПС об отказе в регистрации товарного знака.

При оценке ситуации по полученному отрицательному решению наши специалисты пришли к выводу, что ситуация не безысходна. Провели мониторинг ссылок, по которым было вынесено решение, сделали анализ противопоставленных товарных знаков, проверили действительное использование их гражданском обороте правообладателями и предложили клиенту путь решения. Путь не простой, долгий, но реальный.

Схема решения данной задачи была такова:

  • По ключевому противопоставленному товарному знаку запросить письмо - согласие;
  • Подать возражение против решения о регистрации в Палату по патентным спорам;
  • По второму ключевому товарному знаку потянуть время для истечения срока его действия (на момент получения решения об отказе этот товарный знак не был продлен на очередные 10 лет, а до истечения дополнительного срока оставалось 3 месяца;
  • Подать аналогичную заявку в отношении товаров 03 класса МКТУ (для подстраховки, в случае, если не уложимся по срокам) и 05 класса (космическая продукция);
  • Аннулировать зарегистрированный товарный знак в связи с его неиспользованием (по ст. 1484 ГК РФ).

Причем сроки подачи такого возражения били уже можно сказать на исходе (с момента получения решения об отказе в регистрации дается 5 месяцев). Клиент к нам обратился в конце 4 месяца, а правообладателем товарного знака запрашиваемому письму была швейцарская компания. Работа с иностранными компаниями всегда увеличивает сроки, так как с помимо сложной ситуации в связи с Covid19 в Евросоюзе и РФ (постпондемийное время) с правообладателем нужно договориться о получении нами такого письма, его обоснования и подготовки, много времени ушло на пересылку и получение оригинала (в Палату патентным спорам нужен именно оригинал).

Наши специалисты запросили письмо-согласие, подали возражение и началось длительное общение с представителями швейцарской стороны. Затем было подано и само возражение в Палату. Заседание назначили быстро, в пятимесячный срок уложились, но с получением письма-согласия процесс затянулся. Три раза мы переносили заседание Палаты, креативили, придумывали различные причины для переноса…. Сначала дождались полного истечения всех сроков по второму противопоставленному знаку, а это значит данную ссылку коллегия снимает автоматически и продолжали ждать письмо из Швейцарии. В процессе длительных переговоров нам сообщили, что письмо подписано. В итоге за день перед последним перенесенным заседанием получили оригинал заветного письма и получили решение Палаты по патентным спорам об отмене решения ФИПС Роспатента об отказе и нам выдали новое решение уже о регистрации данного товарного знака!

Счастью клиента не было предала, ведь на кону в такой ситуации стоят не просто амбиции, а бизнес в целом, поскольку продукт был известен на рынке, узнаваем, обороты компании высокие.

В процессе решения первого кейса с отказом в регистрации параллельно был запущен процесс по направлению правообладателю другого противопоставленного знака предложения заинтересованного лица (в соблюдение досудебного урегулирования спора). Ждали два месяца, удостоверились в неиспользовании товарного знака и подали исковое заявление в Суд по интеллектуальным правам на его аннулирование. Путь также оказался тернист, но мы не ищем легких путей…. У наших сотрудников уже развит иммунитет на это. За 3 месяца аннулировали противопоставленный знак и получили регистрацию еще и на товары 05 класса МКТУ! В итоге у клиента получилось два свидетельства на идентичные товарные знак.

ВЕРНЕМСЯ К ЗАГЛАВИЮ СТАТЬИ. К ЧЕМУ ВСЕ ЭТО?

Данная ситуация возникла из-за халатности и нежелании думать еще на этапе проведения поиска по товарным знака. По крайней мере разбирательств в Палате по патентным порам можно было избежать и в суд идти не в сжатые сроки.

Все можно было решить еще при получении уведомления (предварительного отказа), ответ на которое можно дать в течении шести месяцев. В течении этого срока можно было получить и письмо-согласие, а уж потом ждать истечения срока действия второй регистрации, и получить отказ хотя бы по более легкой ссылке, поскольку на тот момент основной срок уже истек и ждали дополнительный.

Клиент, если бы до него были донесены все эти нюансы располагал средствами на решение этих кейсов.

К вопросу аннулирования товарного знака можно также было подойти заранее, еще на стадии подачи заявки. При планировании стратегии и разработке плана действий можно было сэкономить клиентские 200 000-300 000 рублей и свою репутацию оставить безупречной.

Предварительный этап
Поиск на охраноспособность, тождество, сходство

-2
-3

Вывод. Поиск решает все. Не надо экономить на нем. Сейчас многие компании предлагают низкую стоимость регистрации и бесплатный поиск. Данный поиск проводится в экспресс режиме по базе зарегистрированных товарных знаков. При его проведении не учитываются ни заявки, находящиеся в стадии рассмотрения (по которым еще не получено окончательное решение), ни международные регистрации с указанием России.

При его проведении у патентной компании не возникает никаких материальных и временных затрат. Но, как известно, дьявол кроется в деталях… Мы всегда рекомендуем проводить полный поиск. На первоначальном этапе затраты на этот поиск небольшие, у нас он стоит от 15 900 до 20 900 рублей, но в дальнейшем он может сэкономить высокие суммы. При чем наши специалисты проводят не просто поиск по базам Роспатента и ВОИС (международного патентного ведомства), но и углубляются в мельчайшие детали. Ведь ситуации у клиентов разные. Кто-то приходит с желанием зарегистрировать товарный знак, который еще не введен в гражданский оборот, по нему не было значимых денежных вложений в рекламу и т. д. А кто приходит с ситуацией, описанной выше, когда товарные остатки большие, товар введен в оборот, потрачены колоссальные деньги на рекламу, производство и прочее.

А детали при проведении поиска заключаются именно в анализе найденных зарегистрированных знаков и заявок на стадии регистрации. Действуют ли эти знаки, используют ли их правообладатели, какая информация есть о них на данный момент, можно ли запросить заранее письма-согласия или аннулировать их вовсе. Все это нужно анализировать при проведении поиска и продумывать стратегию до подачи заявки. Предугадать ситуацию в данном случае можно практически всегда и предупредить об этом клиента. Ведь предупрежден - значит вооружен.