Найти тему
Сальвадор вдали

Почему фильм "Монах и бес" как никогда актуален именно сегодня

Оглавление

Не планировала писать о фильме 2016 года. Но, во-первых, сейчас такая обстановка, что писать откровенно развлекательные тексты просто не хочется. А во-вторых, потрясающая работа режиссера Николая Досталя как нельзя лучше вписывается в сегодняшние реалии.

Действие комедийного фильма происходит в первой половине XIX века. Небольшой мужской монастырь. Дождь. К воротам подходит человек, одежда которого тлеет и дымится. Игумен (Борис Каморзин) разрешает Ивану (Тимофей Трибунцев) остаться в стенах общины, несмотря на странное поведение. Но дает ему сложные задания. Кажется, что выполнить их может только нечеловек. Но Иван и не совсем обычный человек.

О чем же этот фильм? Когда читала в интернете отзывы о фильме, видела разные теории. Одни говорили - картина о любви. Другие - что она о вере. Вся прелесть ее в том, что она и о том, и о другом. Но я увидела в ней и еще один важный сюжет:

О внутренней борьбе и силе воли

Когда в начале фильма Иван попадает в монастырь, он ведет себя странно, нелогично. Зритель смотрит на него и не понимает, как к нему относиться. Кто в этой истории положительный персонаж, кто отрицательный?

Многие сравнивают стилистику картины с произведениями Гоголя и даже Пушкина. Но у великих классиков все более очевидно: вот добро, а вот - зло. У Николая Досталя вообще все неоднозначно. Мало того, что зло находится внутри добра, оно еще и трансформируется.

Две сущности - положительная и отрицательная так тесно сплелись друг с другом! Что становится очевидно - они уже давно две части единого целого. Зло заботится о Добре (- Вставай, Ваня, вставай, а то горячее стынет!), а добро терпеливо перевоспитывает зло своими поступками.

При этом они вроде и противостоят друг другу, но борьба эта напускная. Перед нами вовсе не враги, а друзья, которые в случае беды бросают все силы на помощь другой стороне. В финале мы узнаем, что бес нарушил главную заповедь своего мира: да не возлюби ближнего своего.

Иллюстрация на кадр из фильма "Монах и бес"
Иллюстрация на кадр из фильма "Монах и бес"

О царствовании

Если бы такое произведение вышло во времена Пушкина, его разобрали бы на цитаты. Например, "без правды нет и царствования". Фраза, брошенная бесом, заставляет императора не только задуматься, но и изменить свое отношение ко многим вещам. Ведь без духовной правды, какой он царь? Какой он помазанник Божий?

___________

Кстати, сценарий фильма возник не из воздуха. Создателей вдохновило житие Иоанна Новгородского, который поймал в рукомойнике беса. И совершил на нем паломничество в Иерусалим. Бес, конечно, отомстил Иоанну, подбрасывал ему в келью компромат. За что невинного схватили соратники, привязали к плоту и отправили плыть по реке. Однако Иоанн приплыл обратно к монастырю против течения.

Так что Иван из фильма не совсем придуманный герой, что, согласитесь, делает его гораздо привлекательнее в глазах зрителя.

___________

Картина Досталя гениальна тем, что она - вне времени. Несмотря на юмор, поднимает серьезные темы: рассказывает о внутренней борьбе и единении, о правде, о вере. И это то, что нам всем очень нужно именно сейчас. Потому что единение и любовь к ближнему - та сила, которая справится со всеми трудностями.

Спасибо, что дочитали! Всем мира!