Найти в Дзене
Из Питера с любовью. Юля

Петербург - морская держава. Во славу Российского флота

Вы просите меня, друзья, больше писать о моем любимом городе, делаю это с удовольствием. И предлагаю вам одну из статей грантового проекта Смольного "Служу Отечеству", на котором мы славно поработали в газете "Новости Петербурга" вместе с моей коллегой, журналистом и писательницей Наташей Труш. Итак...

Выпуск мичманов. Источник vma.mil.ru
Выпуск мичманов. Источник vma.mil.ru

О чем вам предстоит узнать? О первом в мире военно-морском инженерном учебном заведении, единственном в России, выпускающем инженерные кадры как для Военно-Морского Флота и Федеральной пограничной службы, так и для Федеральной службы безопасности и управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Это все о нем – о Военно-морском инженерном институте – ВМИИ, ныне - ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», учредителем которой является Российская Федерация, а непосредственные функции осуществляет Минобороны РФ.

Выпуск мичманов в 2020-м. Источник vma.mil.ru
Выпуск мичманов в 2020-м. Источник vma.mil.ru

Я побывала там в 2008-м, когда вместо Академии еще был ВМИИ - Военно-морской инженерный институт. И он готовился отметить свое 210-летие.

- Если подробно описывать всю историю нашего вуза – не хватит газетной полосы, - сразу же «на взлете» «подрезал» меня тогда преподаватель института, капитан 1 ранга, профессор Исай Кузинец. – Если коротко, то создавали нас в 1798 году Указом Императора Павла I, как Училище корабельной архитектуры. За два века мы более 20 раз меняли название и чуть реже - место дислокации, пока не осели сразу в двух местах – в Главном Адмиралтействе и Пушкине, где и пребываем до сих пор. А вообще ВМИИ дал «путевку в жизнь» девяти учебным заведениям различного уровня! Они от нас «отпочковались».

Не знаю, как там с «сателлитами» ВМИИ, а сам военно-морской и тогда жил, и ныне, будучи академией, живет полнокровной трудовой жизнью: учил и учит проектировать, строить и обслуживать боевые надводные корабли и суда для всех флотов – парусного, парового, броненосного, дизельного и нынешнего – образцово-показательного современного российского флота. В том числе и подводного, который в 2007-м году отметил свое столетие.

Источник vma.mil.ru
Источник vma.mil.ru

«50 лет на «Вы» с ядром U-235»

А вот подводному атомному флоту сегодня – ровно на 65 лет меньше, но наша гордость за него растет год от года. А о том, как гордятся им курсанты факультета ядерных энергетических установок (ЯЭУ) – разговор особый: в 2008-м, к торжеству, тогда еще полувековому юбилею, представитель первого набора на факультет в 1957 году, а ныне писатель, профессор, капитан 1-го ранга Николай Щербина выпустил трилогию «100-летие подводного флота России – это почти весь ХХ век». В ней: история ЯЭУ в лицах, воспоминаниях и фотографиях.

Одна из книг трилогии так и называется: «50 лет на «Вы» с ядром U-235». В ней – масса интересных фактов о том, мы всей страной строили флот, который сегодня является мощнейшим «сдерживающим фактором» для всех тех, «кто с мечом». И о том, как мы с нашим «атомным» хлебнули и горя, и радости.

- Радости, конечно, было больше! – комментировал свои записи Николай Ярехтович, автор трилогии. – Например, Героя Советского Союза за достижение Северного Полюса получил командир 1-й атомной подводной лодки «Ленинский Комсомол» («К-3»), выпускник института Рюрик Тимофеев. А ее конструктором был тоже наш выпускник – Владимир Перегудов. 60-е годы были «золотым периодом» в атомном кораблестроении. Был создан мощный ракетно-ядерный подводный флот!..А трагические страницы истории – это «Курск»...В музее института хранится китель выпускника 1995 года, капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, затонувшего вместе с «К-19». Хранятся и куски легкого и прочного корпусов лодки...И записка, написанная ровным и четким мужским почерком в те минуты, когда...Словом, и в этом тоже - показатель истинного мужества наших офицеров. И показатель преемственности славных воинских традиций.

Источник vma.mil.ru
Источник vma.mil.ru

Сыновья заступают на вахту после своих отцов

А в традициях в ВМИИ, ныне ВУНЦ ВМФ, недостатка нет! И многие из них идут из глубины веков. Первая – это фундаментальные знания, это тесная связь теории с практикой. Курсанты проходят практику на заводах и боевых и учебных кораблях на всех флотах страны. Вторая – не менее тесная связь теории и практики с наукой. А третья – это осознание курсантами с первого года обучения, что они – будущая краса и гордость российского флота. Именно поэтому существует в военно-морском и еще одна добрая традиция – офицерские династии, которых на сегодня насчитывается более 250!

Например, отец и сын Гусевы, которые привели за собой еще и представителей третьего поколения рода Гусевых. Один из них – Кирилл – после обучения в ВМИИ был одобрен отборочной комиссией и принят в Академию береговой охраны США. Закончил ее в первой «пятерке», и сам Клинтон вручал ему, как лучшему курсанту, диплом об окончании.

Или отец и сыновья Коваленко. Яков Коваленко был командиром подводной лодки «С-13», которая по своему тоннажу в годы Великой Отечественной была лучшей подводной лодкой страны. Оба сына боевого командира-подводника закончили ВМИИ.

Закончили его и отец и сыновья Колесниковы. Имя Дмитрия Колесникова теперь навсегда будет связано с «Курском». А его отец – Роман Колесников – преподаватель ВМИИ.

Источник vma.mil.ru
Источник vma.mil.ru

Не можешь «приземлиться» - «приводняйся»!

Мальчишкам учиться в институте, ныне академии, нравится! Пока «обходила дозором» территорию Адмиралтейства, по ней строем прошли курсанты – бескозырки белые, воротники в полоску. Все, как полагается. Дошли до «пункта назначения» и «рассосредоточились» по дорожкам своего «alma mater».

- Это только что кораблестроительный маршировал, - пояснил мне тогда Исай Моисеевич. – «Кузница кадров». Старейший факультет. Столько славных имен выпускников дал российской истории!

Мы входим в здание. На стендах – фотографии буден и праздников института. И – отдельно – портреты «Героев Отечества».

- Кстати, - продолжил профессор Кузинец, - среди выпускников института 14 Героев Советского Союза, восемь – Соцтруда, пять Героев Российской Федерации, свыше 260 адмиралов и генералов, более 400 докторов наук и профессоров, более 50 академиков, а также...писателей, художников, поэтов, артистов и даже один космонавт.

Есть в институтской летописи героических буден такой эпизод: морской инженер Владимир Рождественский, закончивший в 1961 году «кораблестроительный», и стал тем единственным на сегодняшний день моряком-космонавтом. И когда экипаж после полета не смог найти в казахстанской степи места для посадки – «приземления», ему пришлось «приводниться»: так, космический корабль «Союз-23» окунулся в Тенгизское озеро. Рождественский после этого случая получил в команде прозвище «тенгизский адмирал», а у товарищей по институту такая экстремальная посадка даже удивления не вызвала: «Настоящий моряк должен уметь «приводниться» даже из космоса! Разве нас плохо учат?!». А музей института с тех пор приобрел еще один уникальный экспонат – ключ от «того самого» «Союза».

Источник ens.mil.ru
Источник ens.mil.ru

За службу государеву!

Тогда же курсанты с кораблестроительного на вопрос: «Чем еще гордитесь?» единодушно отвечали: «Андреевским флагом!».

Как выяснилось, флаг у ВМИИ – тоже уникальный. В 1994 году группа офицеров ездила в Тунис на последнюю из остававшихся там баз русского флота и брала с собой историческую гордость всех моряков – Морской Государственный Андреевский флаг. А в Тунисе тогда достраивали вторую православную церковь для русских прихожан. Вот офицеры и решили освятить нашу национальную реликвию в обеих церквях – старой и новой.

- Так мы с гордостью несем по всему миру идеи православия! – улыбнулся капитан 1-го ранга Исай Кузинец. – А еще мы горды тем, что переходящее знамя Совнаркома, которое вручали в 30-х годах за лучшие показатели по ГТО в стране, хранится в нашем музее. Мы и до сих пор входим в первую тройку лучших сборных среди всего Военно-Морского Флота России!

Помню, как курсанты разошлись по учебным аудиториям. Во дворе Адмиралтейства стихло. Подул "северяк". Помню, смотрела на мраморный бюст Петра, мечтавшего сделать Россию «Морской империей», и вспомнились слова, которыми напутствуют здесь тех, кто только первый год пробует себя на настоящего «морского волка»:

- Чин мужчине дается не за ползание по горбам и не за лизоблюдство перед «сильными мира сего». Он ему дан – за службу Государеву...За верность Российскому флоту!

Как же верно!