Найти тему

"Ван Хельсинг" (2004) | Dark Universe здорового человека

Оглавление

Ну, тянет меня на спорные фильмы и сериалы, что тут поделаешь. Нашего сегодняшнего героя разгромили критики, обделили рублём (и прочими валютными единицами) зрители, а полный арсенал слагаемых успешного фильма, судя по всему, оказалось возможным оценить только спустя время.

Поговорим с вами сегодня о "Ван Хельсинге" и разберёмся, почему это могло стать идеальным началом новой Тёмной вселенной, о которой непрестанно грезила студия Universal, и чему у фильма следовало бы поучиться нашему "Гоголю".

Меня зовут Михаил, это канал КиноЛит. Здесь я публикую свои длинные и короткие рецензии на фильмы-книги-экранизации, субъективно-объективные ТОПы, жанровые и авторские подборки, а также собственные эквиритмические переводы песен из кино и мюзиклов.
Буду рад видеть каждого на канале и в комментариях :)

О чём фильм?

Глубоко в Карпатах лежит таинственная страна Трансильвания — мир, в котором зло встречается на каждом шагу, мир, в котором опасность оживает с заходом солнца, и где монстры, живущие в глубине человеческих кошмаров, обретают форму. В этот мир попадает легендарный охотник на чудовищ Ван Хельсинг.
В своей непрерывной битве против сил зла и за освобождение мира от порождений ада Ван Хельсинг, по заданию секретного общества, отправляется в Трансильванию, чтобы скрестить оружие со смертельно опасным, наделённым неведомой силой графом Дракулой. На помощь ему внезапно приходит бесстрашная Анна Валери, поставившая целью избавить свою семью от векового проклятья, наложенного убитым вампиром.
Источник: kinopoisk.ru

Ну, начнём с того, что описание с КиноПоиска немного лукавит, потому что ватиканский орден отправил Ван Хельсинга не просто "скрестить оружие" с графом Дракулой, но и, в первую очередь, защитить "внезапноприходящую" Анну и её брата от древнего вампира. Да и проклятие на семью наложил их предок, поклявшийся, что семь поколений его семьи не попадут в Рай, пока они не загонят Дракулу обратно в могилу. В остальном же суть передана верно, спасибо автору синопсиса.

Изначально, в 1994 году, "Ван Хельсинг" задумывался режиссёром успешных и культовых для многих "Мумий" Стивеном Соммерсом как прямое продолжение фильма "Дракула" (1992), о котором я вскользь говорил в статье о классических монстрах студии Universal.

Настоятельно рекомендую прочитать вышеуказанную статью для полного понимания контекста ☝.

В фильме "Дракула" (1992) Ван Хельсинга сыграл Энтони Хопкинс, однако производство затянулось, актёр не молодел, а сценарий Соммерса ушёл настолько далеко от фильма-базиса, что режиссёр решил показать независимую от него историю и создал совершенно нового персонажа, исполняемого более молодым актёром; тогда студия позволяла создателю "Мумий" всё, что его душе угодно, — лишь бы сделал задел для успешной, чисто юниверсаловской киновселенной (а то у Fox мутанты, у Warner мир-симуляция и мальчик-волшебник, у Disney разукрашенный Депп-трикстер ... Даже неуютно как-то).

Более молодым актёром оказался... Ах-да, это уже в другом разделе.

Главные герои

Габриэль Ван Хельсинг

Габриэль Ван Хельсинг. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Габриэль Ван Хельсинг. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).

Более молодым актёром оказался Хью Джекман, восходящая звезда. Параллельно с "Ван Хельсингом" он снимался также и в "Людях Икс 2" в роли ещё одного героя с амнезией — Россомахи. Что немаловажно, предпочтение он отдавал именно разбираемому нами фэнтези, несмотря на одну из ведущих ролей в другой франшизе. Может быть, его привлекал больший бюджет картины, может быть, он видел потенциал в этом фильме (что вероятно, поскольку незадолго до этого он поучаствовал в ещё одном проекте про Ван Хельсинга — коркометражный мультфильм "Ван Хельсинг: Лондонское задание"). Но вернёмся сейчас к великолепно им сыгранному персонажу.

Как уже было сказано, перед нами совсем не тот персонаж, о ком мы читали в романе Брэма Стокера и кого мы видели в его многочисленных экранизациях (о них всё в той же статье). Внимательные читатели уже могли заметить, что отличается даже имя героя — Абрахам Ван Хельсинг превратился в Габриэля Ван Хельсинга. Вероятно, так Соммерс хотел лишний раз подчеркнуть независимость фильма от того же "Дракулы" (1992) и прочих произведений с участием каноничного охотника за нечистью, либо же это произошло в следствие более детального прописывания истории персонажа, ведь имя Габриэль было выбрано не случайно, как и эпитет "Левая рука Господа". Такой же прозвище принадлежало библейскому архангелу Гавриилу, чьё место было по левую руку от Бога. Гавриил выполнял самые разные поручения: буквально имя его переводится как Сила Бога, а она может проявляться и в силе благой вести, и в силе знания, и в силе смерти, и в силе милосердия. Мидраши считали его ангелом, уничтожившим Содом, а христиане преимущественно приписывают ему роль проводника души между мирами (до рождения и после смерти) и Божьего вестника.

Симон Ушаков, икона "Архангел Гавриил".
Симон Ушаков, икона "Архангел Гавриил".

Кроме того, в мировой культуре левая рука зачастую отвечает за разрушение, а в Евангелии от Матфея в фрагменте о Страшном суде по левую руку от Бога оказываются "козлища" (то бишь "грешники"). Можно вспомнить также религии Левой руки, руководствующиеся отторжением традиций, ставящих во главу угла саморазвитие и зачастую использующих демонические и сатанинские символы.

В совокупности мы получаем довольно интересный, сложный образ, находящий своё отражение и в фильме. Многие ругали "Ван Хельсинга" за отсутствие внутреннего конфликта главного героя, многие по той же причине приписывали фильм к обыкновенному "тупому" голливудскому блокбастеру. Даже такой исход не так плох для построения развлекательной киновселенной, а что уж говорить о таком исходе, когда этот конфликт просто.. не заметили?

Действительно, определённая доля абсурда является характерной чертой фильмов Соммерса, однако такую базовую вещь как внутренний конфликт, профессиональный режиссёр и сценарист пропустить не мог. Во многом из-за отстутствия как таковой внешней арки (!) складывается ощущение, что Габриэль находится вне сюжета, является сюжетной функцией, что далеко не каждый запишет в "плюсы" фильму (более того, Анна из-за явной внешней арки более ощущается центром повествования, чем Ван Хельсинг, и это будто бы расшатывает фильм, делает его непропорциональным).

В то же время, благодаря этому, мы видим неустанное исполнение Габриэлем своего долга, без начала (напоминаем, что у персонажа амнезия) и конца (как таковой итоговой точки развития), что в какой-то степени можно отнести к "плюсам". По ходу фильма персонаж фрагментарно выясняет своё прошлое, так же фрагментарно обрисовывает свою "закольцованную" цель, достигает её и.. всё. Габриэль пришёл из ниоткуда и уходит в никуда. Во многом это и создаёт "пустое" ощущение в конце фильма, будто это не начало франшизы, а приключение на один раз, а с другой стороны, может, следовало дать зарождающейся вселенной шанс?

В этом же и заключается внутреннее устремление героя — он стремится узнать себя. В нём это стремление идёт рука об руку с исполнением Божественного долга, а иногда вступает с ним в противоборство — вот ОН, внутренний конфликт. Эту ситуацию косвенно обрисовывает диалог из начала фильма между Хельсингом и главой ордена:

— Ордена не существует.
— Тогда не существует и меня.

По итогу он выходит из действа не таким же человеком, но более цельным, целеустремлённым и уверенным, что заметно при более детальном погружении. Можно было бы превосходно развернуть эту тему в сиквеле, не ставящем своей целью познакомить зрителя с новым миром, в какой-то момент перевернуть игру, исследовать эту тему, но это уже спекуляции — имеем, что имеем.

Также Габриэль в фильме исследует природу зла и человечности, однако эта тема в итоге своего развития приводит его к доверию своему чутью, он как бы проходит испытание веры, о котором говорит глава ордена в начале. Однако концовка подбрасывает ещё больше неозвученных вопросов, что вводит в ступор, так как мы не понимаем, что герой собирается с ними делать, и возникли ли они у него вообще.

Также нельзя отрицать, что многие точки развития персонажа крайне не явны, приходится погружаться в детали, чтобы найти концы у пропущенных через сюжетную канву в начале фильма ниток, а это однозначный и большой минус фильма.

Анна Валериус

Анна Валериус. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Анна Валериус. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).

Роль девушки, на плечи которой легла обязанность ради себя, брата и еще шести поколений своего цыганского рода загнать графа Дракулу обратно в могилу, исполнила прекрасная Кейт Бекинсейл. Многие обзорщики, да и сам Соммерс отмечали сильные сходства персонажа с ролью актрисы в "Другом мире", снимавшемся параллельно, и который, к слову, в отличие от "Ван Хельсинга" с бОльшим бюджетом и бОльшими сборами, оброс множеством продолжений. Не исключено, что эти сходства сыграли злую шутку, и в сравнении с ролью вампирши Селины, роль Кейт в "Ван Хельсинге" по итогу блекнет. Однако нельзя отрицать, что воплотила заданный режиссёром и сценаристом образ актриса идеально; проблемы же с её персонажем скорее стоит отнести куда-то в сферу творческого видения.

Про неё не скажешь так много, как про главного героя истории, но она довольно органично вплетена в повествование и появляется не только для прохождения героем его туманной сюжетной арки, но и просто как важный и относительно неплохо проработанный персонаж истории, а любовь к ней косплееров говорит не только об эффектной внешности, но и о том, что героиня заставила проникнуться к себе (и не только мужскую половину аудитории).

Граф Владислав Дракула

Граф Владислав Дракула. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Граф Владислав Дракула. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).

А вот тут лучше сядьте, потому что перед вами САМЫЙ ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ этого фильма С САМОЙ ПОНЯТНОЙ МОТИВАЦИЕЙ.

Одна его секунда в кадре исправляет самую безнадёжную ситуацию, созданную неловкой шуткой или кривым диалогом. Это панацея от всех бед и косяков разбираемого творения. Это великолепный Ричард Роксбург ("Мулен Руж", "Корона") в роли Влада Цепеша Дракулы.

На удивление из всех персонажей именно известнейший вампир мировой культуры ощущается наиболее живым, цельным и проработанным. Вокруг этой фигуры хоть фильм строй (и он бы уж наверняка вышел лучше, чем "Дракула" (2014) — очередная неудавшаяся попытка студии Universal замутить собственную киновселенную).

А его невесты... удивительные актрисы и прекрасные второплановые персонажи, хоть и не без странностей. С радостью бы поделился с вами мотивацией их и их мужа, но это своего рода спойлер, поэтому, наверное, не стоит.

Тссссссс....

Невесты Дракулы из фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Невесты Дракулы из фильма "Ван Хельсинг" (2004).

Карл

Карл. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Карл. Кадр из фильма "Ван Хельсинг" (2004).

Тут нет слов. Это же обычный комик-релиф, Карл! Да, не абсолютно бесполезный персонаж, но хотелось бы составить о нём более цельное мнение, чем из обрывков ярлыков, как это нам предлагают создатели.

Карл — гениальный алхимик-изобретатель, кастует высокотехнологичное околомагическое бесконечное вооружение будто из воздуха. Так, Ван Хельсинг всего пару раз за фильм меняет магазин у своего чудо-арбалета, а с собой Карл возит сундук, в котором, судя по всему, как у Филлиаса Фога, куча рандомных предметов, которые обязательно пригодятся, только для Карла самого является открытием, как можно их использовать.

А ещё он всего лишь послушник, а не монах.

Вот...

Выводы, или, казалось бы, причём тут наш Гоголь

Постер фильма "Ван Хельсинг" (2004).
Постер фильма "Ван Хельсинг" (2004).

Как итог мы получаем прекрасный приключенческий боевик в околомистическом-околостимпанковском антураже готического нуара. Стоит сказать, что визуальный стиль — сильнейшая часть этой кинокартины, и специфика мира передана великолепно. Что-что, а это Соммерс нащупал поразительно точно. Музыка тут тоже, что надо. Великолепный Алан Сильвестри создал для этого фильма замечательнейшие композиции (одни из лучших, как по мне, за свою карьеру), которые я по просмотре добавил в свой плейлист.

Классических монстров тут навалом. Кто-то считает это большим минусом, но я скажу, что переплетены их истории и поданы просто великолепно. Тут вам (загибайте пальцы):

  • Монстр Франкенштейна и его создатель (а ещё Игорь), чьи истории замечательно вписаны в сюжет, и являются едва ли не основополагающими для этого творения; кроме того фанатов удивят приятные отсылки (это касается не только Монстра Франкенштейна, но его, что называется, в особо крупных размерах);
  • Мистер Хайд, полностью отрисованный на компьютере, что, на удивление, практически не бросается в глаза — видно, что бюджет не был слит в трубу (историю знакомства Ван Хельсинга с Доктором Джекилом можно увидеть в уже упомнятом мультфильме "Ван Хельсинг: Лондонское задание");
  • Человек-волк — единственное существо, чью историю свели до банального концепта — теперь это просто оборотень (зато какой!!!); с другой стороны, а оно разве нужно особо? да и кто мешает в последствии углубиться в историю одного из оборотней? (пишу я, забыв, что продолжения никогда не будет);
  • Дракула и его невесты — про них уже достаточно было сказано выше, но стоит отметить, что у них есть также потрясающие "вампирские" формы, воплощённые с помощью уже расхваленной мной графики.

К чему я веду. Сам концепт охотника за монстрами, выезжающего на различные задания, связанные с классическими монстрами студии Universal, — это идеальный сюжет для построения той самой пресловутой Тёмной вселенной, в которой, в таком случае, будет достаточно большой простор для фантазии при наличии крепких каноничных историй для адаптации. Не придётся лепить из монстра положительного героя только потому, что надо кому-то сопереживать (Да, "Дракула" (2014)??), остаётся пространство для манёвра, ведь в центре находится не каноничная история, а СОБСТВЕННОЕ произведение, но при этом сохраняется опора на первоисточник (Да, "Мумия" с Томом Крузом??). И в каждой истории свой колорит...

В общем, вы поняли направление моей мысли.

Так причём здесь всё-таки Гоголь??

Кадр из фильма "Гоголь: Страшная месть".
Кадр из фильма "Гоголь: Страшная месть".

Да при том, что все плюсы, имеющиеся в "Ван Хельсинге", нашими киноделами в тех же местах были покрыты длинными увесистыми минусами.

Претенциозный сюжет тем глупее, чем больше он претендует на что-то выдающееся, истории и персонажи Гоголя сочетаются в фильмах крайне несуразно, спецэффекты, съёмка и трюки при всех потугах оставляют желать лучшего, да и Александр Петров всё же не Хью Джекман.

А ведь можно было сделать Гоголя спутником-биографом того же следователя Гуро (Олег Меньшиков — вот он-то мог бы потягаться с Джекманом), которого будущий писатель во второй или третьей части, например, мог бы сменить, как поднабрался бы опыта. Тут уже и на место послушника прекрасно вписывается Хома Брут, и Лизу ту же (прости Господи), а ещё лучше какого-нибудь узнаваемого персонажа, на место Анны можно взять...

Не обязательно было брать детали сюжета и калькой переносить на всё, что в арсенале (это было бы уже дурно); достаточно было взять лишь более удачный концепт; такой, как, например, был представлен в разобранном нами "Ван Хельсинге", к тому же, что это не просто хороший концепт, да ещё и хороший концепт с впечатляющей реализацией.

Сухой остаток

———————————————————————————————

Сюжет и концепт — 7 Дарк Юниверс из 10

Диалоги и персонажи — 6 "всего лишь послушников" из 10

Актёры — 8 Ричардов Роксбургов из 10

Визуал, съёмка и монтаж — 7 превращений оборотня из 10

Музыка — 10 Аланов Сильвестри из 10

Атмосфера — 10 готических Трансильваний из 10

Общее впечатление — 7 крутых адаптаций из 10

-----------------------------------------------------------------------------

Итого — 8 прогадавших Universal из 10

———————————————————————————————

А вы как считаете, заслуживает ли фильм "Ван Хельсинг" того негодования, которое обрушилось на него по выходе на экраны? Каково ваше мнение о картине, и что полезного можно из неё вынести "наследникам" Соммерса? Буду рад обсудить в комментариях.

Если материал вам понравился, прошу поставить "лайк", подписаться на канал, если ещё этого не сделали, и скоротать время в обсуждении статьи и фильма со мной или друзьями в ожидании новых публикаций ;)