Найти в Дзене
Ветер в лесу

Ярмарки ручной работы как плохой способ заработка на handmade

Как и любой мастер (от слова "мастерить", но не от слова "мастерство"), я делаю свои инструменты и игрушки не для себя. А на продажу.

И начинал я, как возможно и многие, с ярмарок ручной работы.
Это, пожалуй, самый распространённый и самый эффективный способ продажи изделий ручной работы.

И даже если продажи небольшие, это по сути всё равно самый прибыльный. Потому что других способов нет. Конечно, можно выставлять работы на авито, или искать магазины и договариваться о реализации. Но это всё ерунда по сравнению с ярмаркой ручной работы.

Именно так я думал, когда начинал свой путь в э-э-э... скажем так ремесленничестве.

Хорошо, если ты делаешь что-то ходовое, или у тебя множество изделий по низкой цене.

Хуже обстоят дела, когда ты создаёшь что-то уникальное. Не факт, что на ярмарке ты найдёшь своих покупателей, или вообще тех, кто знает цену твоему изделию.

У меня у самого такое было. Подходят люди, и почти все спрашивают «А почему так дорого?»

А потом подходит один человек, поиграет на флейте, и говорит: «А почему так дешево?»

Потому что человек разбирается в инструментах и знает их примерный ценовой диапазон.


Если происходит подобная ситуация, это уже первый и самый главный сигнал о том, что пора ярмарки забыть…

Но пока, чтобы подвести к главной мысли, поговорю о них еще немного.


Какие они бывают, эти ярмарки...

1. Первый тип – это ярмарки в выходные в крупном торговом центре. Не сказать, что здесь много народу (хотя, зависит от ТЦ), но зато основная масса уже вполне осведомлена о ярмарке, и о том, что она регулярно проводится. Поэтому если нужен уникальный подарок, люди идут именно сюда. Плюсом является то, что эти ярмарки проходят круглый год.

2. Второй тип – это фестивали. Проводятся тоже регулярно, но только раз в году. Иногда раз в полгода. Обычно на фестиваль приезжает очень много людей. Часто из различных городов. И даже стран. Понятно, что событие имеет совершенно другой масштаб. Как и продажи: именно на фестивале обычно самая крупная выручка.

У меня подруга занимается мыловарением. Так она приезжает на фестивали с несколькими коробками мыла (20-30 кг), а уезжает пустая. На ярмарках в ТЦ такого не было и не будет никогда.


Пару слов о стоимости

Стоимость участия в различных ярмарках различна. Цифры, которые я приведу, основаны на личном опыте и участии в ярмарках по Самарской области. Пока их не стали проводить из-за всех ограничений последних лет.

В торговых центрах стоимость участия в среднем была 3-5 т.р. за выходные. Это касается крупных ТЦ. В небольших торговых центрах иногда можно поучаствовать и за 1500 рублей за выходные. Но там и продажи будут хуже.

Перед Новым годом иногда есть вариант участия не на выходных, а каждый день. Идёт такая ярмарка пару недель (например, с 10 по 31 декабря). Стоимость участия порядка 60 тыс. рублей. Дорого? Дорого! Но что самое интересное, люди-мастера участвуют. Ну и по всей видимости, некоторые счастливчики даже окупают потраченные деньги.

Но всё равно, платить 60к торговому центру за место, пусть даже за пару недель, – я считаю, это слишком жирно…

Стоимость участия в фестивалях варьируется от 500 рублей до 6 тыс. рублей. Как видите, стоимость участия сопоставима или даже меньше.

С другой стороны, это фестиваль. И он обычно находится за городом. У нас в Самарской области, например, много фестивалей проходит на грушинской поляне. Туда нужно еще добраться, взять еду, палатку, и прочий инвентарь. В итоге сумма обычно в два раза больше.


Но всё равно, это не так много по сравнению с тем, какие на фестивале бывают продажи. Они в среднем в три-четыре раза выше, нежели на ярмарках в ТЦ.

Ещё один маленький, но очень важный нюанс, о котором стоит поговорить, это
сохранение контактов с покупателями. Участвуя в ярмарках ручной работы, максимум, что можно сделать, это раздать свои визитные карточки со ссылкой на страницы в соц. сетях. При этом нет гарантии, что люди вступят в группу или подпишутся на страницу. Не говоря уже о повторных продажах. Конечно, бывают исключения, но в целом картина складывается непозитивная.


Мы приняли участие в ярмарке или фестивале, продали свои изделия и точка.
И даже если у нас есть группа или страница в соцсетях, она у нас не выросла, и значительного количества людей в ней не прибавилось.


С одной ярмарки по визиткам порою вступают 5-10 человек.
Это очень мало.

К чему я всё это пишу.

Однажды переосмыслив всё вышенаписанное, я понял, что ситуация тупиковая. Вроде успешно продаёшь свои изделия (или не продаёшь), но чтобы не делал, нельзя вычеркнуть одну большую трату – стоимость участия. И каждый раз с каждой продажи ты отдаёшь владельцу торгового центра налог в размере 20-30%, а то и больше. Для тех кому лень считать. Размер «налога» будет таким, если заплатив за участие

5 тысяч рублей, ты продал своих изделий на 15-25 тысяч.

Если продал на меньшую сумму, то и «налог» будет больше.

В итоге в худшем случае, почти
половину вырученных денег, которые мастер заработал, он отдаёт торговому центру! Или организатору фестиваля.

Всё это я осознал на своём последнем фестивале, в котором продажи были не очень.

И тогда я твёрдо понял, что нужно продвигать социальные сети. Тогда у меня была группа в контакте, которая толком не приносила никакого дохода.

Я просто туда выкладывал свои флейты. Друзья и знакомые ставили лайки, иногда комментировали. И на этом всё.

Самый большой риск - не рисковать.

Какая разница, что я заплачу за участие в ярмарке, и буду участвовать, рискуя не окупить траты на участие.

Или я вложу ту же самую сумму в рекламу социальной сети (в моём случае это группа в контакте), и так же буду рисковать, что я не окуплю траты на рекламу.

Разницы почти нет, кроме одной.

В ярмарке люди подходят и уходят. Если ты ничего не продал, на этом всё.

При продвижении группы, даже если у нас ничего не купили сейчас, наверняка вступают в группу десятки, а то и сотни людей, которые начинают следить за твоим творчеством и обязательно купят завтра!

Поэтому риск не продать на ярмарке намного более рискованный, чем риск не окупить рекламу при продвижении группы. Чаще всего реклама себя окупает. По крайней мере в моём случае всегда.

Участие в ярмарке: мы отдаём деньги, чтобы нас увидело очень много человек. В зависимости от проходимости торгового центра, это может быть три тысячи человек, а может десять.

Вложение в рекламу: мы отдаём деньги, чтобы нас увидело очень много потенциальных клиентов. В зависимости от вложений, это может быть тридцать тысяч человек, а может и сто. Часть из них обязательно вступят в группу/подпишутся на страницу.

***
Выводы

Если сделать себе выходной, пропустить одну ярмарку, и потратить эти деньги на рекламу, можно привлечь в свою группу от 150 до 600 людей! За эти же 5 тысяч.

И эти люди не пройдут мимо: спросят и уйдут, как в реальности на ярмарке. А они уже подписались, и будут следить за новостями постоянно, регулярно принимая роль покупателей.

Главное, подойти с умом к оформлению и заполнению сообщества, и хотя бы пригласить в него всех своих друзей. Чтобы люди лучше вступали.
Хотя, если сообщество красиво оформлено, и в нём много чего интересного, в него неплохо будут вступать даже при наличии пары десятков участников.

Самое главное, создать группу/страницу в социальной сети, оформить её, заполнив красивыми фотографиями и описанием. Пригласить друзей... А потом сделать себе выходной и начать вкладываться в рекламу

Кто знает, может этот выходной перевернёт жизнь?

Что и произошло когда-то со мной...

P.S. Спасибо за прочтение! Надеюсь, Вам понравилась статья! Подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь радовать новыми интересными моментами своего творчества, а также мыслями по поводу творчества вообщем!*)