Интервью с магистром русского языка и литературы, методистом МОГАУДО "Региональный образовательный центр "Перспектива" (г. Магадан) Анастасией Паршиной"
- Почему существует мнение, российская литература стоит на месте и читать абсолютно нечего? Согласны ли Вы с этим общепринятым утверждением?
- По этому вопросу у меня сразу есть возражения. Читать есть что. Все зависит от конкретных читательских вкусов. Есть литература низкопробная, которая печатается огромными тиражами, каждый день. Она не имеет никакой смысловой нагрузки, но, как говорит профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан) Галина Альфредовна Склейнис, что не хотела бы она читать любимого Достоевского в самолете, не хотела бы думать и хотела бы расслабиться. Поэтому она читает Донцову. Это неплохо. Эта литература есть, ее действительно очень много. Также молодые люди читают литературу, несмотря на распространенное мнение, что наша молодежь не читает. Они читают современную литературу. Но я полагаю, что это в основном зарубежная переводная литература.
- Есть ли конкретные примеры такой литературы?
- Дочь моей коллеги читала «Виноваты звезды», но она не мировая новинка, если не ошибаюсь, 2013 года выпуска. Кстати, по ней сняли фильм. Я сама ее прочитала. Я хочу сказать, что это прекрасное произведение с метафорами, скрытыми взглядами и смыслами. Возможно, для подростка это не так очевидно, но литература хорошая. Но в то же время девочка-подросток 15 лет попросила маму найти книжку Булгакова «Записки юного врача», при этом Булгаков считается классикой. Приятно, что интерес вызывают такие произведения, которые не входят в школьную программу по литературе.
- На популярной платформе Storytel я прочитала статью критика Натальи Ломыкиной, которая вышла в октябре 2020 года. В этой статье она описала семь главных трендов современной литературы. Предлагаю обсудить самые интересные, на мой взгляд.
- С удовольствием.
- Первый тренд – бум исторических романов. В 2021 году вышел исторический роман писательницы Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд». Самый продаваемый роман 2021 года, как утверждает «Полка». В нем она описывает долгую эвакуацию детей из голодающего Поволжья на юг. С момента выхода этой книги произошел скандал. Социолог и краевед Григорий Циденков обвинил ее в плагиате. А она опубликовала расширенные комментарии к роману, где подробно перечислила прочитанные ею источники. В интервью Ирине Шихман она заявила, что она не историк, а писатель, который имеет право на художественный вымысел. Вы согласны с ней? Так должно быть? Или не стоит браться за написание исторического романа, заранее предполагая, что может быть такая слава? Или это удачная пиар-компания?
- У меня свое мнение по этому поводу. Я считаю, что любой роман имеет право на существование. Конечно, любая точка зрения может быть. Полагаю, что автор данного романа не претендует на историчность и достоверность. Да, за основу взяты исторические события. Сейчас, в век переизбытка информации, очень сложно быть оригинальным. Что касается исторического романа, в истории нужно немного разбираться. Когда Лев Николаевич Толстой работал над своим романом «Война и мир», он изучил множество исторических источников. Тем не менее, в романе есть вымысел. Произведение жило своей жизнью, как говорил Толстой. Возможно, герои «Войны и мира» ведут себя не так, как это было на самом деле. Но Льва Николаевича не обвиняли в том, что он рассказал чужую историю. Это была история определенной семьи. И эта семья действительно была в реальности. Я думаю, что стоит в этом случае наслаждаться книгой. Напомню, что каждый читатель имеет право не дочитывать книгу до конца, если она ему не нравится.
- Второй тренд – поиск нового языка, чтобы говорить о современном. Как Вы думаете, каким языком нужно пользоваться при написании книги в XXI веке?
- Я полагаю, что нужно придерживаться норм литературного языка. Они не зря существуют в природе. Но язык – это живая система. Об этом стоит помнить, и язык должен быть современным. В наше время мы не можем писать на языке Пушкина, иначе мы друг друга не поймем. Чтобы до читателя доходил тот авторский месседж, нужно пользоваться ресурсами современного русского языка со всеми его возможными заимствованиями, мы к ним по-разному относимся, но они имеют место. Это нормально.
- То есть, если ты пишешь современный молодежный роман, то уместно будет употребить новомодные словечки?
- Конечно. Писатель работает на определенную целевую аудиторию, и эта аудитория должна понимать писателя. Но использовать слишком много возвышенной лексики, каких-то устаревших, то читатель просто не поймет, книга не разойдется, и тот великолепный замысел, который есть в книге, будет недоступен тому определенному кругу читателей.
- Третий тренд – переформатирование литературы. То есть отсутствие четких границ жанров, как это происходит в других видах искусства (музыке, танцах, живописи, театре, кино). Как Вы думаете, насколько это уместно и смогли бы Вы привести пример такого удачного переформатирования литературного произведения?
- Привести конкретный пример затрудняюсь, но мой опыт в чтении литературы говорит о том, что нет такой строгости в четком разделении по литературным жанрам. Литературные критики не так критичны, принципиальны. Времена поменялись. Но, если мы назовем то или иное произведение романом, не факт, что это будет роман в классическом понимании со всеми его канонами. Я думаю, что с середины прошлого века литература постепенно идет по этому пути. Возьмем любое современное литературное произведение и сравним его с классическим, то мы расхождения. Например, в сказке традиционный зачин «Жили-были», то в современной сказке он может отсутствовать. Повторюсь, ничего нового изобрести невозможно, все придумано до нас. И путевые записки – «Путешествие из Петербурга в Москву», и письма. Причем жанр переписки между людьми может удачно сочетаться с элементами повести или романа. Если будет только один жанр, то может быть скучно. Я рада, что существует этот тренд, потому что современные фантастические романы затруднительно назвать романами в виду их определенных особенностей, но поскольку я не фанат таких произведений и судить строго не берусь.
- Ты имеешь право быть свободным художником, но каноны определенных жанров должен соблюдать?
- Да, должен соблюдать, чтобы тебя поняли.
- В июне 2021 года на книжной ярмарке прошла пресс-конференция, на которой представили самые востребованные издания первого полугодия 2021 года. В топ-50 первое место занимает книга «НИ СЫ», второе – «Подсознание может все!», третье – «Хочу и буду». Произведения не художественной литературы. Чем можно объяснить успех этих книг?
- Опять же каждая книга имеет право на существование, но я хотела бы высказаться по поводу книги «Хочу и буду» Михаила Лабковского. Сейчас имя этого психолога на слуху, он позиционирует себя как профессионала. Я к нему отношусь скептически, потому что мне удалось увидеть отрывок его работы с аудиторией, преимущественно женской. Его задача – поднять женскую самооценку, но ведет он себя как абьюзер. Кстати, это слово он часто употребляет в своей речи. Сейчас психология - очень раскрученная область. При этом это может быть не та психология, которую изучают в университетах годами. Ты можешь открыть свою практику где хочешь, когда хочешь, и никто тебя ни о чем не спросит. Ты можешь нести все, что твоей душе угодно. Но если взять реальность, в которой мы сейчас живем, то, безусловно, ковидные ограничения влияют на нашу психику. Поэтому спрос на психологические услуги вырос. Повлияла и самоизоляция. У людей появилось свободное время, и они решили заняться своим самообразованием. И психология – часть этого саморазвития. Поэтому книга, которая занимает второе место в топе, находится на своем месте оправданно. Что касается победителя этого рейтинга, могу сказать, что привлекает заголовок. Хочется заглянуть внутрь. А чем объяснить успех? Это не нудно, это глоток свежего воздуха. Книг написано очень много, и всех их не перечитать, но постоянно думать о том времени (а литература считается современной с середины прошлого столетия), просто сил не хватит, мне кажется. Это другое время, другие реалии, а здесь мы говорим о современных реалиях, современных проблемах. И язык, на котором написаны эти книги, очень прост. Любому человеку будет понятно, что надо делать, как надо делать. Это не классические учебники по психологии. И это подкупает читателя. Мы должны быть разносторонними. Быть ханжой в литературе не позволительно.
- В топ-15 вошли отечественные писатели: Гузель Яхина, Евгений Водолазкин, Дмитрий Глуховский, Борис Акунин. Какие из этих писателей Вам ближе и почему?
- Читала Бориса Акунина, но не могу сказать, чтобы я им зачитывалась. Это не мой автор. Честно, не знакома с остальными авторами, но думаю, что ознакомлюсь в ближайшее время.
- Также этот рейтинг показал, что интерес к художественной литературе вырос и составляет 42% (в 2020 году – 38%). Самый популярный жанр – нон-фикшн (46%). Доля детской литературы – 12%. Почему такой низкий интерес к чтению литературы? Видеоконтент заменил страницы книг? Или виновато клиповое мышление, что, мол, слишком «многа букаф»?
- Статистика вещь такая не совсем правдивая. Но все-таки, если брать показатель интереса к художественной литературе, то это не так уж и плохо. Если брать школьников, то это связано в большей мере со сдачей экзаменов по русскому языку и литературе. Им надо писать сочинение и приводить аргументы. Полагаю, что такой факт на лицо. Если брать взрослых, то я не могу предположить, почему у них такой интерес к художественной литературе. Возможно, влияет социальная реклама, которая присутствует везде и всюду - и на просторах интернета в том числе, и на различных плакатах и баннерах. Именно она, по моему мнению, привлекает внимание к чтению взрослого населения. Знаю, что в центральных районах России занимаются такой пропагандой. У них потрясающие разные плакаты, которые агитируют прочитать ту или иную книгу. Почему такой низкий интерес к детской литературе? Я думаю, что вопрос в том, как опрашивали людей, и какая была выборка. Если опрашивали людей из библиотек или людей, которые совершали покупки в интернет-магазинах. Полагаю, что самим детям не интересно читать книги в одиночку. С ними обычно читают родители, например, сказки на ночь. Мне читали в детстве, и мне нравится такая практика. Она лучшая и нужная. Это нужно для мировосприятия ребенка. Таким образом, ребенок усваивает нормы языка и ему будет потом проще. Не стоит забывать и об IT-технологиях, которые заменяют нам чтение. Но это не такая уж и страшная проблема. Дети спокойно могут прочитать в учебнике то или иное произведение. Зачем делать лишнее движение, когда любой рассказ можно найти в учебнике. И все-таки можно прийти к выводу, что чтение с родителями уходит в прошлое. Об этом говорит то количество детей, которые не умеют читать в начальной школе. Как правило, родители перестали читать своим детям из-за занятости на работе. Мол, они и так устают на работе и они не в состоянии три минуты почитать со своим ребенком. Дети берут пример со своих родителей. А как может ребенок полюбить читать, если взрослый не берет в руки книгу? Еще бумажные книги – это дорогое удовольствие. К сожалению, в нашей стране пить водку дешевле, чем читать книги.
- Чтение – это полезное занятие, потому что развивает устную и письменную речь, мышление, воображение, расширяет кругозора. Это приятное времяпрепровождение.
- Не могу не согласиться с Вами.
- В топ-15 детских книг не вошли российские авторы. Эксперты полагают, что необходимо поддерживать детское чтение и продвигать современные отечественные детские книги. Почему сейчас детская литература уступает по популярности тому же нон-фикшн?
- Беды то в этом нет, я полагаю. Русская литература относительно молодая. Если открыть программу по литературе для средней общеобразовательной школы, то книг там выше крыш, а часов на нее выделено мало. Конечно. И учителю сложно, и детям, и родителям. Возможно в данном случае стоит говорить о том, что надо не пиарить, а надо просто вернуться к той замечательной традиции, когда родители читали со своими детьми. Потому что в советское время это была общепринятая практика. И сейчас в школьной программе есть множество произведений советских детских писателей. Да, она не самая новая, но она не плохая. Конечно, стоит отметить парочку хороших российских писателей, но вопрос в том, есть ли они. Стоит ли нам засорять голову детям? У них и так очень тернистый путь. Мне кажется, проблема здесь не в классификации и качестве литературы, а в том, что дети в принципе не читают. И здесь мы возвращаемся к предыдущему вопросу. Замечательная семейная традиция – читать всем. Добавлю, что современная детская литература должна воспитывать.
- А может проблема в том, что сейчас нет современной Агнии Барто или современного Николая Носова? Эксперты отмечали, что есть современные неплохие детские писатели, но что-то пошло не так, и они не попали в топ.
- Я уверена, что они где-то есть. Но стоит отметить, что советская власть по-другому смотрела на литературу. Если вспомнить Маяковского, то он был сначала бунтарем, эпатажным человеком, а с приходом советской власти он поменялся. Он написал большое количество прекрасных литературных произведений для взрослых и детей. Это неплохо, но это было под давлением. В советское время была очень строгая цензура. Если ты хочешь быть хорошим автором или чтобы тебя напечатали, нужно было пройти эту цензуру. Ты писатель? Будь добр, поработай на благо общества. Современные хорошие авторы есть, но мы их не слышим и не видим из-за большого информационного шума. Если был бы какой-нибудь институт, может быть институт русского языка имени Пушкина или МГУ имени Ломоносова, занялись бы этими вопросами дали рекомендации. Я думаю, что это где-то есть, даже на сайте института имени Виноградова, просто потому, что там есть словари и разные статьи. Надо поискать. Если не нашли, то стоит обратиться к магаданскому университету и может быть они возьмутся за этот проект. Студенты во главе со своими научными руководителями откроют нам глаза на эту стоящую литературу, и мы поделимся с миром этой информацией. Это будет полезно для студентов, будущих учителей русского языка и литературы, и для остальных людей.
- Почему сейчас в школе уделяется так мало часов на изучение современной литературы? Стоит ли пересмотреть программу?
- Недавно пересматривала рекомендованную программу для всех общеобразовательных организаций с 5 по 9 классы. Начальная школа – это не моя специальность, там другая специфика. Я могу сказать, что на литературу следует изучать великое множество. Ее много и она очень разная. Так проза, так и поэзия. Например, изучение поэзии Высоцкого давно входит в школьную программу. И это нормально. Но время не стоит на месте, сейчас XXI век, 2022 год, прошлое столетие уходит, хотя это считается современной литературой. Но я бы не сказала, что часов мало, просто растет объем информации. Обязательный минимум – это античная литература, русские народные сказки. Это позволяет ребенку понять менталитет, особенности общества, историю. Это очень важно. Изучить все невозможно и объять необъятное. Я думаю, что школьную программу по литературе стоит пересмотреть и возможно, что-то изменить. Тем не менее, стоит помнить, что есть бессмертные произведения, но мы живем в других реалиях. Детям все сложнее понять те обстоятельства. Во время чтения «Анны Карениной» современное поколение не осознает проблемы, которые были подняты автором. В то время уйти от мужа и чтобы женщина так поступила, в высшем обществе считалось неприемлемым. Дети недоумевают, почему главная героиня бросилась под поезд. Сейчас все по-другому. Приведу пример своего любимого произведения – роман в стихах «Евгений Онегин». Я с удовольствием перечитываю время от времени. Просто язык Пушкина меня восхищает. Но не все в состоянии понять его глубину. Когда я училась в школе, я не понимала, в чем проблема. Ну, призналась она тебе в любви, что в этом плохого? Но нормы были другие. Очень много ремарок приходится делать, когда изучаем классику. А про лексику этих произведений я вообще молчу. Уже надо отдельные словари издавать. Возможно, если мы решим проблему с читательским восприятием, читательской традицией в семьях, мы и забудем про проблему современной литературы. Дети будут хорошо проводить свой досуг. Может, стоит обращаться в учреждения дополнительного образования. Им надо привлекать слушателей на свои занятия. Да и надо много читать дома, самостоятельно что-то изучать и развиваться. Мы уже далеки от тех времен. Но я ни в коем случае не говорю, что всю классику надо выбросить и сжечь. Такая литература необходима для общего развития и понимания истории литературного процесса.
- Согласна, речь не идет о том, что надо срочно убирать из программы Пушкина, Лермонтова или Толстого. Может быть, надо убрать из школьной программы по литературе те произведения, которые бы для понимания сути требовали большего жизненного опыта, а также сделать упор на современные произведения, которые может понять современный ребенок?
- Я думаю, что это сделать не так просто. Не могу представить себе такую ситуацию. «Войну и мир» не уберешь, античную литературу не выбросишь. Это истоки. Когда начинаешь думать о том, стоит оставить или убрать литературное произведение, то сложно на это решиться. Просто потому что, есть факторы, от которых мы не сможем уйти. Здесь надо быть очень осторожным. Мы будем ходить по очень тонкому льду. Мы можем что-то важное упустить в воспитании и обучении ребенка. Учитель дает тебе базу, а во взрослом возрасте ты можешь перечитать и понять те вещи, которые не уяснил в школе, с высоты своего полета. Например, «Горе от ума» или «Евгений Онегин».
- Как вы относитесь к книжным клубам? Поддерживаете, не поддерживаете? Посещали ли Вы встречи в рамках книжного клуба?
- Я считаю, что это великолепная практика. Люди делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах. Им есть, с кем поделиться. Они открывают для себя все новые смыслы, страницы, строки. Очень приятно, что свои мысли о книге он может донести до других и его услышат. А если на таких встречах еще и автор присутствует, это классно. Если читатель что-то не понял, то он может задать вопросы автору, если мы говорим о современной литературе и нынешнем времени.
- Да, в такие клубы приглашают ныне здравствующих авторов. К сожалению, Пушкина уже не пригласить. Я всеми руками за такой формат. Хочется, чтобы это было в школах, профессиональных учебных заведениях и университетах, учреждениях дополнительного образования. И это не заезженная тема. Смотря, как подойти к этому делу.
- Да, это классный формат. К сожалению, не посещала такие мероприятия, но очень бы хотелось.
- И напоследок ваш топ современных книг.
- Из последнего, что я прочитала, это «Виноваты звезды», но прочитала после того, как посмотрела фильм. Он читается очень легко. Но мой взгляд на книгу несколько отличается от видения режиссера. Я перечитывала «Алые паруса» и посмотрела на него другим взглядом. Там очень печальный конец. Когда твои мечты сталкиваются с реальностью. Также читаю сейчас книгу русского писателя зарубежного происхождения Александра Грина «Бегущая по волнам». Я слышала, что это его лучшее произведение и стоит его прочитать. Еще советую рассказы русской писательницы и поэтессы Тэффи.