Найти в Дзене
Лейтенант Лазарев

Солдатское письмо

Доброго дня всем. По мнению Министерства Обороны 2007-9хх годах основным способом получения информации о событиях дома и коммуникация с родственниками у солдат срочной службы должны были быть бумажные письма. И в те годы, в значительной степени так и было, не знаю уж как сейчас.

Телефоны тогда у бойцов были "В не закона", точнее устава, и при обнаружении офицером должны были категорически изыматься. И изымались. В зависимости от ситуации и положения бойца, умения им договариваться ну и модели телефона, конечно аппарат мог быть как уничтожен на месте самым, что ни на есть ужасным способом - разлететься на молекулы, а вместе с ним прилетало и по "фанере" бойца; так и помещён на ответственное хранение старшине в каптёрку, или в сейф командира роты, с возможностью иногда, в личное время позвонить. Знаю некоторое количество примеров, когда офицеры забирали у бойцов годные аппараты, в личное пользование, отдавая их "под дембель". Не много, но было такое. Были случаи, когда бойцу "встрявшему" с телефоном приходилось выпиливать огромную мобилу из фанеры, или бруска дерева, раскрашивать его, как телефон и так недельку-другую с ним ходить. У себя в роте я не припомню таких ситуаций (имеется ввиду с мобилами, с сигаретами деревянными на плече у нас неудачливые курильщики встрявали))), а в окружающих подразделениях, бывало.

У отдельных "нужных" бойцов телефоны быть могли. Своим повелением телефоном мог оснастить учебных механов зампотех, или старшина каптёра, у кого то из писарей\канцлеров (бойцов работавших в канцелярии роты), в обязательном порядке мобила была у "лидера роты" - была такая категория сержантского состава, расскажу об ней подробнее в другой статье.

Солдаты и сержанты всегда могли подойти к одному из своих, кто мобилу имел, или обратиться к офицеру, с просьбой позвонить домой. Такого, чтоб прям отказывали - не бывало никогда. И в целом, даже на таком уровне доступа к мобильной связи большинство потребностей личного состава в общении с родственниками выполнялось ей.

А как же письма? А письма писались и получались, их реально ждали, и они влияли на настроения бойцов. Их заставляли писать. Ну или давали возможность - для кого как. Было такое мероприятие в выходные дни - "Час солдатского письма", когда всю роту, кроме наряда сажали в центральном проходе, выдавали ручки, бумагу, конверты. И заставляли писать письма. Тут вопрос двоякий... С одной стороны - кто хочет написать, то найдёт возможность, и совсем уж, такого чтобы написать можно было только на ЧСП у бойца была - это редко так складывалось.

Думаю, что процентов тридцать искренне писали письма на ЧСП, процентов 10% ворчали и пытались говорить: "Товарищ лейтенант, нахрен мне это надо? Я по мобильной связи общаюсь периодически\написал на неделе сам, у меня всё норм, отстаньте от меня" ЧСП однако обязательное мероприятие, и контролировалось вышестоящими офицерами отделения ВР довольно строго. Потому такие типы письма всё равно писали и, дабы исключить пустой лист - должны были показать некий текст на листке. Хотя бы 5-7 слов, "мол всё норм" Остальные видя такое дело писали и не ворчали... а чего поделаешь)))

Письма написанные на ЧСП сдавались замполиту роты, ну мне то есть, перед заклеиванием конверта издали демонстрировался исписанный лист. Потом я нёс их показать замполиту, или психологу батальона, обычно кто-то из них был ответственным в воскресенье, бывало, что эти письма за батальон тащились в клуб полка, показать ответственному по полку замполиту. И уже после - на почту. Письма написанные не в ходе ЧСП бойцы кидали в ящик в роте, и с некоторой периодичностью они отправлялись в почту, что находилась у заднего входа в клуб.

Соответственно, на почтовом отделении в клубе ВЧ письма на роту получались. Обычно я посылал на почту кого то из "канцлеров", или мог дежурного озадачить, тем более, что бойцы сами просились на почту прочекать посылки. Полковая почтальонша знала их в лицо. Иногда, на почту заходил сам. Письма все попадали ко мне, и бойцам я отдавал их лично, иногда на построениях, иногда вот так - в поле.

Ну то есть, возвращаясь к фотке в заглавье статьи - это не постановка. И не обязательный отчёт перед начальством. Ну кадр сам постановочный в ситуации реальной. Это я приехал из полка в полевой учебный центр Дубровичи, и с собой у меня были письма. Где увидал бойца, там и выдал, механа - Васильева, вот увидал на технике, в колонне на полевой дороге. У меня всегда с собой была мыльница. И я на неё довольно активно фоткал. От идеи кадра, но снимка прошло секунд пять, просто попросил одного бойца встать, второго сфоткать. Скорее даже "по приколу", я много чего там делал развлекательными соображениями руководствуясь)) И постановочные съёмки там тоже бывали, да ещё какие))) Зато теперь есть про что рассказать.

Ну и пару слов про цензуру. Её не было. Я тут про свою роту рассказываю если что, и на сколько я видел соседние подразделения. Ну то есть письма я не читал, и никто от меня этого не требовал, однако если в конверте на ощупь было что-то кроме бумаги - вызывал бойца, и письмо вскрывалось при мне, или командире роты. Чаще вместе. В этом плане взаимопонимание с командирами роты у нас было полное. Иногда там оказывались пара "вкусных сигарет", а-ля Кэптен Блек, однажды пакетик чая был))) Какого то криминального "запрета" в письмах на мою бытность не попадалось.

Некоторых солдат, с внешними признаками тревожности просил прочитать письмо в моё присутствии, и доложить обстановку, что всё нормально или есть поводы для беспокойства. Если необходимо - давал возможность позвонить и разъяснить обстановку.
К открытию письма в моём присутствии в закрытой канцелярии подвергались бойцы к которым могли применяться НУВ, дабы уменьшить вероятность поборов. Иногда такие солдаты сдавали найденные в письме купюры на хранение. У меня и у старшины и у командира роты по несколько таких доверителей было. Случаев, чтобы кто-то из офицеров зажимал потом эти деньги у нас в роте не припомню.
Поводом и легальной просьбой для звонка со стороны солдата было долгое отсутствие писем.
Так, что важность этого канала связи, для срочников и связанных с ним каналов и методов работы с личным составом, для офицеров, в те годы была ещё довольно велика.

На этом покамест всё. Пишите в комментариях свои мысли, рассказывайте истории из личного армейского опыта, но по теме плиз... Ставьте лайки, и... заглядывайте на мой первый канал Дзед Барадзед там много интересного про жизнь на другой планете - не квадратной)))