Я думаю, не секрет, что вкладываться по всем параметрам и эмоционально вовлекаться в жизнь малыша не просто легче, но и приятнее. Для маленького ребёнка родители - это Вселенная. Малыш любит главных людей в своей жизни безоценочно, восхищается ими, доверяет. Его так приятно учить чему-то, ведь результаты не заставят себя ждать. С малышами так здорово! Наряжаем их, как хотим, водим на сто кружков, хвастаемся их успехами в соцсетях…
Вот только вырастают эти малыши (и довольно быстро) в колючих подростков. Отгораживающихся от нас телефоном, любящих чёрные худи и джинсы, не любящих школу… Да, фотографироваться они тоже обычно не любят, поэтому в соцсетях показать нечего, вернее, некого. Нет этой постоянной отдачи от общения. Милых стишков, смешных и нелепых рисунков в подарок, восторга в глазах, постоянных объятий. «Ну и сиди в своём тик токе!» - в сердцах говорят родители. Иногда ещё что-нибудь про неблагодарность добавляют… Мы тебе столько… А ты нам - вот так…
История стара как мир. Всем все понятно, но выйти за пределы этой реальности почему-то плохо получается. Правда в том, что подростку нужны внимание и любовь не меньше. Возможно, даже больше, чем дошкольнику. Но внимание - это не привычное нам: уроки сделал/куртку повесь на место/ куда опять без шапки/ телефон навсегда заберу, а нечто иное.
Нашим подросшим детям по-прежнему нужны разговоры по душам, совместное времяпрепровождение, семейные выезды. Если взрослые говорят, что им (подросткам) ничего не надо, они, скорее всего, обманывают себя. Конечно, если контакт был давно утрачен, а доверие разрушено, это не так просто восстановить. Но реально.
У меня был опыт вытаскивания из ceкты одноклассницы, когда учились в девятом. И мама одноклассницы была уверена, что ее дочка ищет там чего-то запрещённого и получает это. На самом деле, расположили девочку к себе там тем, что впервые выслушали, не перебивая, и не объясняя сразу же, что она во всем неправа, уроки помогали делать, она стала лучше учиться… Понятно, что параллельно внушали, что правильная картина мира - только там, литературу специальную читали, отработку вели. Но подкупили обычным человеческим отношением.
Для меня это был урок уже тогда, в мои пятнадцать. Нет времени и сил на общение с ребёнком подросткового возраста? Это время найдут другие… Каков будет результат, неизвестно…
Сейчас все еще серьёзнее. Милых, добрых, внимательных и всегда готовых выслушать в интернете людей столько, что не счесть. Подростку даже ходить никуда не надо. Телефон взял и отправился в другую реальность.
Поэтому сейчас общаться со своими детьми просто жизненно необходимо. И их отвлекать, и самим отвлекаться. Заодно знать, кто их кумиры. Это когда им было три, мы знали, как зовут всех из какого-нибудь «Щенячьего патруля», а сейчас проще отмахнуться от всех этих «моргенштернов».
Если мы слышим детей и принимаем их мнение, они будут слышать нас и стараться прислушаться к нашему мнению. Если мы послушаем условного «моргенштерна», они в следующий раз не отмахнутся от нашей музыки и, возможно, полюбят ее. И так - во всем. Покажите те каналы информации, которые достойны доверия, научите не принимать на веру все, что есть в интернете, расскажите, как устроено общество. Социальные науки, вообще, дело говорят!
Ситуация сейчас - кошмарная. И кошмар ещё и в том, что впервые все происходящее освещается смартфонами. И подростки в это включены. Очень нужно сейчас помочь нашим детям не увязнуть по уши в том, из чего не выбраться.
Ищите то, что детям интересно, занимайтесь чем-то вместе. Рисуйте, пишите тексты, слушайте или смотрите вместе что-то доброе. У писательницы Юлии Кузнецовой каждый день эфиры с чтением книг вслух.
Подросткам всегда сложнее, чем малышам, им с собой-то сложно, а уж если мир лихорадит… Мы им нужны!
Деревца молодые
Под холодным осенним дождем
В клубах тумана…
Мидзухара Сюоси