«Он хотел жить так неистово, чтобы можно было в любую минуту умереть без сожаления».
(Рюноскэ Акутагава)
«Рюноскэ Акутагава не стоял на бастионах осажденного города, как Лев Толстой; не поднимал голос в защиту справедливости, как Эмиль Золя; не сражался за революцию, как Ярослав Гашек. Он вел размеренную и довольно бестолковую жизнь японского литературного мэтра: по обусловленным дням принимал в своем кабинете литературную молодежь; посещал многочисленные банкеты; коллекционировал старинные картины и антиквариат; ссорился с издателями из-за гонораров; совершал лекционные поездки по стране; редактировал хрестоматийные сборники. И он непрерывно, бешено работал». Такую славную характеристику дал своему любимому писателю переводчик его новелл и рассказов Аркадий Стругацкий.
Акутагава почти не писал объемных произведений - его модернистские новеллы, стихи и рассказы нравились читателям не только на родине; в начале 1920-х писатель стал одним из первых современных японских авторов, которых стали переводить на европейские языки. Его просто обожала российская интеллигенция; к тому же и сам Акутагава очень неплохо знал русскую литературу, похоже, находя определенную творческую подпитку в первоисточниках.
Его рассказ «Бататовая чаща» - аллюзия к повести Гоголя «Шинель», «Нос» - к одноименной повести того же автора, рассказ «Сад» тонко переплетается с пьесой Чехова «Вишневый сад». Главные герои рассказа «Вальдшнеп» – великие отечественные классики Толстой и Тургенев, говорящие между собой на вполне обыденные для нашего восприятия темы, но вот японцу-то откуда такое ведомо: «Недавно, когда я учил эту детвору, — продолжал Толстой, — один вдруг хотел выскочить из класса. Я его спрашиваю: «Ты куда?» — а он говорит: «Мелку откусить». Не сказал ни «взять мелку», ни «отломить мелку», а сказал именно «откусить». Употребить такое слово могут только русские дети, которые действительно откусывают мел зубами. Нам, взрослым, так не сказать. — В самом деле, на это способны одни только русские дети. И когда я слышу такие разговоры, я остро чувствую, что вернулся в Россию».
Правда, многие критики сходятся во мнении, что рождение этих рассказов связано с личной трагедией Рюноскэ – жестокой депрессией, развившейся на почве неразделенной любви. Читая и вдохновляясь русской классикой XIX века, писатель старался абстрагироваться от реальности.
«Среди всей современной иностранной литературы, — писал он в предисловии к русскому изданию своих новелл, — нет такой, которая оказала бы на японских писателей и читательские слои большее влияние, чем русская. Даже молодежь, незнакомая с японской классикой, знает произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Из одного этого ясно, насколько нам, японцам, близка Россия... Пишет это японец, который считает ваших Наташу и Соню своими сестрами».
Чистое искусство интересовало и занимало молодого Акутагаву; он подчеркивал, что произведение искусства должно быть абсолютно совершенным и идеальным, в противном случае служить искусству не имеет никакого смысла. Он писал свои заметки «Об искусстве» в 1919 году, когда в Японии полыхали «рисовые бунты», зажженные от огромного революционного костра, весьма заметного со стороны Восточного моря, свирепствовали банды «ронинкай», подавляющие бунты рабочих и служащих. Акутагаву мало занимало происходящее в стране и вокруг нее, внимания настоящего художника это не заслуживало. Единственная реальность – это искусство, исследующее механизмы жизни. «Человеческая жизнь не стоит и одной строки Бодлера», - провозглашал двадцатисемилетний писатель.
Многогранный и непознанный до сих пор Акутагава… Как связать его искренние строки о малой значимости человеческой жизни в сравнении с шедевром искусства и прогнозами о скорой гибели буржуазии и победе угнетаемого ею пролетариата, высказанными им в статье «Что такое пролетарская литература»?
На родине Акутагава приобрел заслуженную славу живого классика новой японской литературы, каждая вышедшая книга тут же раскупалась восторженными читателями; рассказы, стихи танка, эссе, новеллы – и все это совершенно невозможно привязать к какому-либо определенному жанру или теме. Все свои самые значимые произведения он написал за десять лет до самоубийства. В своей последней записке Акутагава заметил, что мир, в котором он живет, прозрачен как лед, и смерть дарует хоть и не счастье, но освобождение…
Несколько лет спустя друг Рюноскэ Акутагавы, писатель и издатель Кикути Кан учредил литературную премию его имени. Сегодня – это одна из самых значимых наград для молодых начинающих писателей Японии, многие из которых впоследствии смогли приобрести мировое признание.
Из книг Рюноскэ Акутагавы:
✍🏻 Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи. Сияние облаков, чириканье стайки воробьев, лица прохожих — во всех этих повседневных мелочах нужно находить высшее наслаждение.
✍🏻 Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
✍🏻Кто насмехается над другими, сам боится насмешек других.
✍🏻 Лишь в редких случаях мы не окрашиваем действительность в те тона, что нам хочется.
✍🏻 Самый мудрый образ жизни заключается в том, чтобы, презирая нравы и обычаи своего времени, тем не менее, ни в коем случае их не нарушать.
✍🏻 Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере», — эти слова родились отнюдь не зря.
✍🏻 Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти.
✍🏻 Гордыня, сластолюбие, сомнение — вот три причины всех пороков, известные по опыту последних трех тысяч лет. Вероятно, и всех добродетелей тоже.
✍🏻 Возвышенность духа писателя помещается у него в затылке. Сам он видеть её не может. Если же попытается увидеть во что бы то ни стало, то лишь сломает шею.
✍🏻 Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — глупее глупого. Обращаться несерьезно — опасно.
✍🏻 Разбирая чужое произведение, критик всего лишь пытается создать свое собственное.
✍🏻 Каждый из нас должен твердо знать, что он немногого стоит. В самом деле, только те, кто это знает, хоть чего-нибудь да стоят.
✍🏻 Полагаясь во всем на разум, мы неизбежно придем к отрицанию собственного существования.
✍🏻 Словам в литературном произведении должна быть придана красота большая, чем та, которой они обладают в словаре.
✍🏻 Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!