На Первом канале одно время анонсировался премьерный показ нового сериала «Собор». Правда, с учетом нынешней ситуации трудно предположить когда она все-таки состоится. Тем не менее, он доступен на стриминговых платформах. Любопытство взяло верх, и я обратился к просмотру этой телесаги из 12 серий, Решающим обстоятельством для принятия подобного решения была информация о том, что в сериале один из главных персонажей не кто-нибудь, а первый российский император П.А. Романов, более известный в миру как Петр Первый. Понятно и то, почему сериал намерены показать в 2022 году. Уже наступил год 350-летнего юбилея этого самодержца всероссийского.
Режиссером сериала стал Сергей Гинзбург, который уже бездарно провалился с предыдущим своим «телемылом» под названием «Зорге». Нынче авторы «Собора» поступили более хитро, слегка отодвинув историческую фигуру Петра чуть-чуть вглубь сюжета. А доверили сыграть эту роль Максиму Аверину, который ростом не очень-то напоминает Петра Алексеевича, но постоянно ищет актерские возможности «оторваться» от щлейфа успеха своих сериальных успехов в «Глухаре» и «Склифософском». Он старается сыграть всю сложность характера своего героя, но здесь он натыкается на несовершенство драматургии, когда Петр Первый образца 1700 года практически ничем не отличается от Петра на склоне лет, вплоть до своего ухода в 1725 году.
Авторы сценария – Джаник Файзиев и Александр Шевцов – все упростили до предела, желая освободится от обязанности соблюдать историческую правду и точность в изображении деталей быта конкретной эпохи. Например, как-то удивительно быстро в сериале «вырастает» Петропавловская крепость, а изображение строящегося Санкт-Петербурга никак не напоминает достоверно атрибутируемые графические изображения нового города. Такое ощущение, что строят какую-то деревушку на берегу залива, посреди которой вдург появляется..Летний дворец Петра. А Летний сад в кадре невероятным образом напоминает луга и долины Павловска. Подобные упреки можно множить до бесконечности. Таков стиль режиссуры Сергея Гинзбурга, которому важнее закрутить авантюрно-историческую интригу с явным сквозным фабульным мотивом неравной любви холопа Ивана Старшова (Сергей Марин) к княгине Марии Бадариной (Светлана Иванова). В общем, получается, что на фоне петровской эпохи нам рассказывают историю карьеры бывшего раба-крестьянина.
Я бы мог облиться слезами над его нелегкой судьбой, но авторы прнуждают меня еще переживать за бедняжку княжну, чей своенравныый характер становится причиной для испытаний обожающего ее Ивана. Это удовольствие авторы сериала растянули аж на 12 серий.
А для того, чтобы зрителю было нескучно наблюдать за «тростиночкой на ветру» Ивановой, насытили действие батальными сценами, показав зрителям и сражение под Нарвой 1700 года и Полтавскую баталию 1709 года. Заметим, что именно эти панорамные сцены выглядят реальными кульминациями исторического телеповествования. Но и здесь авторам сериала было мало достигнутых эффектов. Тогда в ход пошла сомнительная по части достоверности история покушений на Петра Первого, которые организует какой-то невнятный персонаж Дэниэль (Юрий Чурсин). Одним словом, интрига множится, и порою ты забываешь, что должен следить за карьерой Ивана Старшова, чей возраст по сценарию явно расходится с возрастом играющего его артиста. И это тоже не прибавляет зрительскому восприятию лояльности.
Казалось, интерес может поддержать сюжетная линия о строительстве собора, который Петру обещал возвести его протеже Иван Старшов, но сей персонаж так часто меняет свои намерения и характер службы при государе, что понять его суть не представляется возможным. Стартовый парадокс: Иван не склонен верить в бога, но готов строить храм во исполнение своей мечты получить княжеский титул и встать вровень со своею возлюбленной. Он почти был близок к цели, но…
Однако по законам жанра рецензии, ее автор не должен раскрывать все перипетии происходящего в сериале, вплоть до кончины П.А. Романова. В этом плане увиденное крепко сшито и выглядит вполне добротным зрелищем (за вычетом упомянутых «особенностей» с точки зрения достоверности). С той лишь разницей, что действие его отнесено в глубокое прошлое нашего Отечества. Можно сказать, в рамках переломного момента в развитии России. Хотя и здесь возможная сериальная конкуренция. Недаром тот же соавтор сценария – А. Шевцов – уже сочинил историю (сериал принят к производству) под названием «Рождение империи». Думаю, что вам не составит труда угадать фамилию и инициалы того, кто стал в нем главным действующим лицом. Остается лишь гадать о том, КТО все же станет на экране нынешним юбиляром. Остается надеятся и на то, что этим ответственным исполнителем не станут ни Саша Петров, ни Сергей Безруков. Хотя и не исключаю шансы Данилы Козловского, учитывая его антропометрические данные.
Что же касается того самого собора, который обещал построить новоявленный офицер Иван Старшов, то мы так и не увидим окончание работ. И в этом есть свой смысл, потому что здание сериала «Собор» также не выглядит стройным и завершенным. Строили-строили, да так и не достроили…
Сергей Ильченко
#премьера сериала #сериал #рецензия на сериал #обзор на сериал