Всем salut!
В данной статье я хотел бы поговорить о том, что происходит в мире (конкретно в нашей стране) сейчас и как адаптироваться к условиям неопределенности руководителям организаций, собственникам бизнеса и предпринимателям.
Почему неопределенности? Потому что спрогнозировать, что будет через неделю-месяц, а тем более год очень сложно.
Без политики. Только там, где это необходимо.
Санкции - знакомое давно всем слово, к которому разные люди относятся по-разному (в России), но все же большинство не воспринимают их серьезно. Или, по-крайней мере, не воспринимали.
В условиях того, как на Мосбирже акции российских компаний летят вниз со стремительной скоростью, теряя по 70-90% своей стоимости, когда ЦБ применяет сдерживающие механизмы, в частности повышение ключевой ставки до 20%, а также накладывает обязательство продажи 80% валютной выручки резидентам, занимающимся внешнеторговыми операциями, отключением от SWIFT, скачком цен на все импортные товары (особенно сложная техника, автомобильный рынок) - что делать предпринимателям и руководителям?
Когда сотрудники спрашивают - а что будет дальше? Когда иностранные контрагенты разрывают контракты? Когда поставщики, с которыми вы работали не первый год просто уходят с рынка и прекращают все деловые отношения? Когда из-за отсутствия возможностей логистики (опять же, вследствии санкций) оплаченная поставка товара застряла где-то между Бельгией и Францией, а ваш контрагент очень не любит ждать? Когда планы рушатся и все кажется потерянным?
Многие из нас в конце прошлого года писали определенные цели, планировали бюджеты, занимались стратегическим и операционным планированием своей деятельности.
И вряд ли на уровне малых и средних предприятий кто-то задумывался и предусматривал подобные риски.
Что нужно делать сейчас, чтобы сохранить свое дело, команду, выйти из кризиса и преумножить свой капитал? Это сложный вопрос, но я изложу свои мысли на этот счёт.
1. No emotions - Yes ratio.
Прежде всего нужно избавиться от эмоций и обдумать все рационально. Не мы первые, кто сталкиваются с подобными проблемами и не мы последние, как говорится. Главное - ни в коем случае не принимать эмоциональных решений и трезво рассудить: кризисы цикличны. Все имеет свойство начинаться и заканчиваться, наша задача в сложные моменты становится сильнее и получать необходимый опыт.
2. Будьте на позитиве.
Сохраняйте позитивное настроение и заряжайте им других. Да, сегодня поддерживать такое состояние сложнее обычного, но вы должны помнить, что если собирать вокруг себя негатив и превращаться, в так называемого “токсичного” элемента - сотрудники компании это очень хорошо считывают и начинают перенимать на себя подобную модель поведения.
В итоге внутри коллектива образуется “токсичное болото”, не способное принимать взвешенных решений, совершать профессиональные подвиги и развиваться в сторону решения проблем, а не их молчаливого принятия и “распускания соплей”. Кстати, негатив (например, потеря привычного дохода, проигрыш в лотерее и т.д.) влияет на человека сильнее, чем позитив (тот же выигрыш в лотерее). Он оставляет более глубокое влияние. Поэтому очень внимательно с этим. Вы как лидер должны подавать правильный пример.
3. Определите вектор выхода из кризиса и сообщите команде, куда двигаться теперь.
Есть спланированная стратегия - хорошо. Нет - спланируйте. А также создайте тактический план быстрого реагирования.
Как правило, системные компании планируют стратегию развития на срок от 1 до 10-15 лет (в России логичнее планировать на горизонт до 3, максимум 5 лет - ИМХО) - по доле рынка, прибыли, объему выпускаемой продукции, численности персонала, нормы рентабельности и прочее.
Но планирование почти всегда является работой с известными нам ретро-данными, их анализом и предиктивной аналитикой. Риски учитываются в том или ином виде(SWOT/PEST анализ), но давайте будем откровенны - как я уже говорил ранее, единицы кто из малого и среднего бизнеса закладывают в стратегию развития компании, например, риск засухи, риск обвала рынка, военных действий и т.д. (мне встречалось только несколько примеров подобных компаний).
Поэтому, стратегию допустимо, вернее даже - необходимо корректировать. И не обязательно в худшую сторону. Иногда в кризис открываются возможности, о которых раньше вы и не задумывались.
4. Принимайте на себя ответственность за решения. Умейте принимать сложные решения.
Если оказывается так, что ради выживания бизнеса необходимо сокращать персонал, освобождать офисные площади - одним словом резать касты - делайте это не моргнув глазом. Но, в то же время, если вы идете на подобные меры - то они должны быть обоснованы и разъяснены сотрудникам и партнерам. Все взрослые люди и все всё поймут. Когда стоит вопрос: обанкротиться, но до последнего сохранить сотрудников, или уволить большую часть, но остаться на плаву - ответ очевиден.
5. Проявляйте гибкость в подходах.
К примеру, если вы всё время торговали с западными компаниями, то пришло время взглянуть на азиатский рынок и подумать, поискать каналы поставки/сбыта продукции в данном направлении.
Взять, к примеру, застройщиков и девелоперов, которые в своих проектах используют строительные материалы и оборудование, произведенные в ЕС и США. Однако, как мы все понимаем, в ближайшее время надеяться на скорую нормализацию отношений между нашими странами и в т.ч. бизнесом представляется полной глупостью. В данном случае выход - переориентация на другие рынки, поиск поставщиков и товаров-заменителей. Возможно даже - собственное производство. Но не все можно произвести внутри.
И такой подход необходимо применять во всех отношениях.
6. Реагируйте на изменения быстрее ваших оппонентов.
Реагирование априори лучше, чем любая проактивность. Реагирование должно заключаться в действии, принятом решении и процессе его реализации. Есть одна хорошая поговорка: “Бездействие намного хуже неудачи”.
7. Будьте честны, прозрачны и открыты.
Всем сейчас тяжело, все в неведении, все испытывают стресс. Нужно создать и поддерживать такую атмосферу, в которой ваша команда, сотрудники будут понимать что происходит внутри компании, как компания будет решать вопросы и т.д. Не скрывайте от людей правды, даже если она горька. Поверьте, так вы сделаете только хуже для всех.
Итак, чтобы успешно справляться с последствиями кризиса - надо следовать этим принципам. И я уверен, не только им. И не обязательно только им.
Я здесь не пытаюсь описать универсальный алгоритм выхода и поиска решений. Но надеюсь, что это будет полезно тем, кто находится в сложной ситуации и думает опустить руки.
Не опускай!
У царя Соломона было кольцо с надписью "Все проходит и это пройдет".
А если еще приложить достаточно взвешенных, продуманных, эффективных и главное - своевременных действий, то данный этап принесет больше пользы, чем вреда.
И пусть будет мир во всем мире и экономическое согласие, и процветание во всех странах, а ваш бизнес развивается согласно вашим желаниям и ожиданиям!