Найти тему
Места моей истории

О подгородних крестьянах и строительстве томской ветки Сибирской ж.д.

ПО ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

“Из хроники подгородних деревень” (Деревни Федосеева и Петухова в минувшем 95 году).

Прошлый год для подгородних деревень Томска был необычайным в том отношении, что здесь с половины июня, вплоть до глубокой осени производились земляные работы томской железнодорожной ветки.

Некоторые из деревень, как Петухова и Федосеева, расположены у самой линии ветки, а другие - Некрасова, Коштак, Белоусова, Лоскутова, Протопопова, Аникина и т.д. - на расстоянии от 2-х до 8 вёрст. В двух первых производились, между прочим, наёмка и рассчёты рабочих конторами подрядчиков, квартировавших здесь вплоть до осени. - Таким образом, создались для этих деревень привилегированные условия, иметь не безвыгодную работу у себя дома, без ущерба своему хозяину и искания отхожих промыслов в дали, как это практиковалось, например, хлебопашцами верхотомских волостей, приезжавшими на работу после отсева и страды за 100-150 верст. Казалось бы, что подгородний крестьянин в самых широких размерах воспользуется своими преимуществами и что называется “зашибёт копейку, тем более, что земляные работы не требуют особой специализации и затрат на приспособления, кроме таратайки, которую может сделать каждый крестьянин.

Но факты, к сожалению, говорят иное. Местный крестьянин во всё время в земляных работах не принимал никакого участия и отсутствовал что называется “головой”. Отчего это? Неужели, у подгороднего крестьянина такое своё солидное, неотложное хозяйство, которое не давало ему ни отдыха, ни срока и он боялся изменить своим традиционным привычкам и любимому делу? Предположить это тружно, так как по существу подгородние крестьяне плохие хлебопашцы, хлеба они сеют очень мало, только лишь для своей потребы; огородничество у них не развито, а о скотоводстве и говорить нечего. Дровяной промысел (за исключением разве петуховцев, которые пользуются тайгой, занимаются порой и лесным делом) здесь также мало практикуется, т.к. лесные богатства отошли в область преданий.

Красивая, лиственичная кладбищеская роща деревни Федосеевой да пни по всей линии производимых работ представляют из себя укор беспощадному хищничеству, которое так недавно ещё практиковалось здесь даже в отношении благородных пород леса. Всё это свезено уже в город да истреблено винокуренными заводами блаженной памяти купца Исаева, которому, по словам крестьян, дрова из лиственницы сдавались по 2 и 2 р. 50 коп. за сажень. Единственная доходная статья, на которую надеется подгородний крестьянин большинства деревень, это заготовка сена, кедровые рощи, дающие иногда порядочный доход, но доход этот находится в полной зависимости от урожая.

В прошлом же году, когда кругом шла живая работа “чугунки”, и хороший рабочий, приехавший нередко за сотни вёрст, нарабатывал в день от 2 до 2 р. 50 коп., - подгородный крестьянин ехал в город “с продажей”, которая состояла из картофеля, моркови и т.п., иногда же крынки сметаны, туяса молока или же, наконец, воза дровишек,- что и продавалось за какие-нибудь пустяки.

Спросите любого федосеевца или петуховца: почему он не пользуется своими досугами и не работает на земляных работах? - Он с развязностью ответит: ну, его к пострелу! Пусть другие чертомелят, а у нас теперь, паря, другая своя линия и “камерция”. И линия эта выражается или “продажей фрукты по городу”, или же каким-нибудь бездельем по “домохозяйству”, а “камерция” - конечно - надежда на побочные доходы от рабочих “чугунщиков”.

Доходы эти, помимо хорошего сбора кедровых шишек, давшего в минувшем 95 году от 40 до 70 рублей на семью, с наплывом рабочей голытьбы, составлялись из следующих источниковв. Квартиры были здесь дороже томских: комнатка-лачужка стоила 7-8 р. в месяц; ночёвка “в общей” - 5 к.; нахлебники при кормёжке “вместе с хозяевами” - от 7 до 10 р.; продажа офощей и припасов на дому, а кто побогаче - из “лавочки”. Кроме того немалый доход для многих составляли и штрафы за потравы с рабочих, которые имели здесь широкое распространение. Таким образом сибирская “сметка” подгороднего крестьянина упомянутых выше деревень, выразилась грубым “маклачеством”, а довольно выгодные условия заработка в свободное время “у себя дома” - пропали даром, хотя они и не помешали бы по существу ни каким побочным доходам, которые бы бы могли с успехом ведать “бабы”.

В результате доходы петуховцев и федосеевцев были так солидны, что некоторые крестьяне “из крепких” уже строят, в виду предстоящих работ и “фатерантов”, новые дома, большинство же, конечно, усердно справляют “престольные” праздники, до которых они большие любители, а доходы от “чугунщиков”,- почитай все без остатка,- исчезли за стойкой услужливых кабатчиков …

ОБЫВАТЕЛЬ СИБИРСКИЙ

Источник: Томский листок.- 1896.- №68 https://sun.tsu.ru/mminfo/000349025/1896t/1896_068.pdf

#СибирскийИерусалим #Транссиб #Томск #Мейсельман #ДМКузнец #Прейсман #НАШЕНАСЛЕДИЕ #школапрактическойистории #российскийеврейскийконгресс

----------------------------------------—

Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025