Глава 1. Улучшение экономической системы России. (1)
§ 4.12. У российской экономики много серьезных проблем, которые свойственны странам третьего мира. Это сырьевая зависимость, высокая инфляция, бегство капиталов, большой теневой сектор, незначительная доля малого бизнеса, отсутствие длинных денег и низкий уровень жизни населения. Как результат недостаточные темпы экономического роста и неконкурентоспособность многих товаров.
С начала рыночных реформ в 1992 году прошло уже 30 лет. За этот срок Китай и Южная Корея совершили скачок в своем развитии, и ВВП многих развивающихся стран растет быстрее, чем российский. Можно не обращать на это внимание, делать вид, что в России все прекрасно, либо во всем винить Америку или коллективный Запад. Но эти стенания вряд ли помогут улучшить ситуацию в российской экономике.
Оценки экономического развития России были даны давно. В статье В. Путина «Нам нужна новая экономика» от 30.01.2012 года было сказано: «…мы смогли тем не менее построить экономику, которая стала органичной частью мировой. Смогли сделать это в основном за счет наших природных ресурсов. Больше четверти ВВП России - это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела.»
Что отличает Россию от развитых страны мира? Почему там высокая производительность труда, происходит постоянное внедрение инноваций, существует достойный уровень зарплат и пенсий? Источником экономических благ в любом государстве является народ, а не чиновники. Люди трудятся с большей отдачей, если они работают на себя, а не на государство или хозяина. Главной движущей силой работника является частный интерес, который определяет его социальное поведение.
Чем больше будет частных предприятий и занятых на них работников, тем более эффективной оказывается экономика. В тех странах, где в экономике доминирует государство, всегда будут низкие темпы роста ВВП и доходов населения. Управляемая государством экономика может быть результативной лишь в военное время или в период глобальных стихийных бедствий.
Официально российская экономика признается рыночной, на деле – это госкапитализм, в котором главенствующую роль занимают госкорпорации и огромное число ведомств, управляющих госимуществом и распределением бюджетных средств. Такая система неповоротлива и не дает развиваться частному бизнесу, ведь его проблемы и интересы чиновников не совпадают.
Сегодня российская экономика устроена не по рыночным принципам. Федеральные власти собирают часть доходов населения в виде налогов и сборов, а затем эти бюджетные средства через госзаказы и субсидии достаются в основном госпредприятиям, которые не заинтересованы в открытой конкуренции с частными компаниями.
Госпредприятия с переменным успехом решают задачи по созданию новых самолетов, пилотируемых космических кораблей, элитных автомобилей для высшего слоя чиновников, поставках нефти и газа по сниженным ценам союзникам России и так далее. Но эти предприятия не способны обеспечить устойчивый и ускоренный экономический рост, производство высокотехнологичной продукции и качественных потребительских товаров.
Такая система сложилась не сама по себе, основные ее черты появились в результате целенаправленных действий российских властей. В той же статье В. Путина «Нам нужна новая экономика» говорится: «…приоритетами промышленной политики были продиктованы наши действия по созданию крупных госкорпораций и вертикально-интегрированных холдингов - от "Ростехнологий" и "Росатома" до Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации.»
Сегодня в России сделана ставка на развитие предприятий и холдингов с госучастием и на реализацию проектов государственно-частного партнерства. Поэтому Россия отстает и будет еще больше отставать от развитых стран мира в сфере экономики. Изменить ситуацию можно с помощью увеличения доли частного бизнеса в хозяйственной жизни страны.
Следует предпринять ряд мер по сокращению государственного сектора в экономике, который является тормозом развития страны. Необходимо ввести законодательный запрет на создание новых госпредприятий, госкорпораций и госхолдингов, за исключением сферы производства вооружений, освоения космоса и строительства объектов транспортной инфраструктуры. Доля выручки всех госпредприятий не должна превышать 25% от ВВП.
Также необходимо приватизировать большую часть госимущества, чтобы его доля на федеральном уровне не превышала 20%, а на и региональном уровне – 15% от общего объема собственности в стране. Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, которые сегодня должным образом не используются.
Кроме того, следует передавать функции государственных органов частным компаниям, например по сбору арендной платы за парковки, по охране помещений и так далее. Ведь частные банки перечисляют в бюджет налоги физических и юридических лиц, а частные нотариусы берут госпошлину за нотариальные действия согласно тарифам, указанным в Налоговом кодексе РФ. Чем меньше будет доля госсектора в экономике, тем выше будут темпы роста ВВП России.
01.03.2022
О необходимости отказа от сырьевой модели развития России будет рассказано во вторник 08.03.2022 в 21-00 МСК.