Найти тему
На берегах Терека

ВЫПИСКИ ИЗ ПРИКАЗНОЙ ТЕТРАДИ НАКАЗНОГО АТАМАНА КАВКАЗСКОГО ЛИНЕЙНОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА С.С.НИКОЛАЕВА ЗА 1841 ГОД (часть 1-я)

Продолжение

В Центральном государственном архиве республики Северная Осетия - Алания в г. Владикавказе сохранилось подлинное дело, находившееся до недавнего времени не в поле зрения исследователей северокавказского казачества в один из наиболее сложных и драматических периодов противостояния с теократическим имаматом. Оно позволяет судить не только о сложной ситуации, возникшей на Северо-Восточном Кавказе, но и о хозяйственно-экономическом положении станиц Кавказского линейного казачьего войска.

Начало 40-х годов XIX в. характеризуется крайним обострением военно-политической обстановки во всем северокавказском регионе, особенно на Левом фланге Кавказской линии. Это в первую очередь связано с грубейшими просчетами военного командования и успешными действиями подвижных конных отрядов имама Шамиля. При сложившихся обстоятельствах от Российского правительства потребовалось срочная переброска войск из Крыма, затем максимальное сосредоточение вооруженных сил на берегах Терека и полная мобилизация всего казачьего населения Кизлярского, Гребенского, Моздокского и Горского полков. Военная ситуация осложнялась еще и тем, что «был не урожай на хлеб и травы» и вскоре в канцелярии Наказного атамана пришли к выводу, что «несмотря на неограниченные усердия к службе и готовность к перенесению всяких трудностей, (казаки) не будут в состоянии не только исправлять себя к службе лошадьми и оружием, но и прокормить свои семейства».

Генерал-майор С.С.Николаев. Неизвестный художник
Генерал-майор С.С.Николаев. Неизвестный художник

В результате различных крайне неблагоприятных объективных и субъективных причин, сложившихся в казачьих общинах на всем пространстве кордонной оборонительной линии, возникла острая необходимость в нескольких жестких распоряжениях генерал-майора С.С.Николаева. Одно из них представляет несомненный интерес для лучшего понимания хозяйственно-экономической ситуации, сложившихся во многих иррегулярных подразделениях Кавказской линии. В нем, в частности, говорится: «Дошло до сведения моего, что по некоторым станицам жители обоего пола бродяжничают по области для испрошения милости под видом дряхлости и крайней бедности. В отвращения сего зла строго законом запрещаемого предлагаю господам полковым командирам обратить внимание, чтобы из станиц отнюдь для сего никто не отлучался, а дабы не было подобных отлучек под видом снискания работ, то станичным начальникам вменяется в непременную обязанность теперь уже проверить в станицах им вверенных всех отсутствующих и привести в известность где, кто и зачем находится, что повторять сколько можно чаще. Старых, дряхлых и малолетних не могущих работать отдать на содержание их родственников, а если никого таковых нет, то вменить в обязанность содержать станичным обществам, могущих же работать отдавать в работники благонадежным жителям и обо всех таковых составить списки с обозначением кто у кого находится. Господам полковым командирам при объезде станиц самим проверять, нет ли от сего отступления, за которые с виновных строго взыскивать…».

Горное озеро. 1861. М.А.Мещерский.
Горное озеро. 1861. М.А.Мещерский.

Из приведенного архивного документа следует, что в совсем недавно богатых и процветающих казачьих станицах Северного Кавказа появились не просто отдельные неимущие лица из войскового сословия, но негативное явление стало приобретать столь большие масштабы, что потребовалось вмешательство самого Наказного атамана. Поэтому обедневших представителей казачества стали в принудительном порядке отдавать в «батраки» к зажиточным станичникам. Дореволюционный исследователь Г.А.Ткачёв упоминает о подобном эпизоде в Гребенском иррегулярном полку. Так, уроженец станицы Червлённой хорунжий Федюшкин за 900 рублей получил в услужение отставного казака Волокушина с условием, что пока он не получит свои деньги обратно, использовать его на работах, «не вычитая за оную… ничего из денег».

Федул Филиппович Федюшкин. Акварель князя Г. Г. Гагарина, 1842. Государственный Русский музей
Федул Филиппович Федюшкин. Акварель князя Г. Г. Гагарина, 1842. Государственный Русский музей

Однако маловероятно, что это был единственный случай на левом берегу Терека. В архивных документах, относящихся к началу 1840-х годов, упоминается уроженец станицы Калиновской Моздокского иррегулярного полка отставной казак «Дорошенков, как не имеющий дома». Упомянутый станичник, не являлся образцом для подражания, т.к. будучи замешан в ряде неблаговидных дел, опасаясь задержания станичными властями, незамедлительно скрылся и перебрался на правый берег Терека. Вскоре, как хорошо знающий местность стал проводником для мелких партий набежчиков в российские пределы. Попавшись кордонным казакам, согласно законам Российской империи, был предан в руки военного суда и строго осужден.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.