Найти тему
С любовью из России

За что убили друга Ивана Грозного митрополита Филиппа

Оглавление

При таких правителях, как Иван Грозный, попасть в опалу за какое-нибудь неосторожное слово или действие, было проще простого. Например, стоило кому-либо поддержать условного оппозиционера, как сразу нарисовывались опричники, которые доставляли «виновного» в один из страшных московских подвалов, ну а там уже… Понятно, что там. Не становились исключением и близкие для царя люди, в том числе, церковные иерархи, которые в России всегда пользовались особым уважением вплоть до самой Октябрьской революции. Один из таких примеров – митрополит Филипп.

Ранние годы: боярин, но не духовник

Будущий митрополит Филипп II (в миру Федор Степанович Колыче́в) родился в Москве в 1507 году в относительно знатной и относительно богатой боярской семье. До некоторого момента о церковной службе он даже не помышлял, хотя и был верующим человеком – готовился к делам государственным да торговым.

Будучи дальним родственником Рюриковичей, он еще в юности попал ко двору Василия III, а потом, после его смерти, чуть ли не нянчился с будущим Иваном Грозным, родившимся в 1530 году.

И вот здесь всплывает одна интересная деталь – Колычевы попали в опалу в 1537 году из-за того, что не поддержали в боярской борьбе Глинских, то есть родственников будущего царя по материнской линии, а встали на сторону князей Старицких, в первую очередь, Андрея Ивановича, который чуть Новгород от Москвы не «обособил».

Казалось бы, должен был Федор Степанович запомниться малолетнему правителю исключительно негативно, но тот напротив, всю жизнь считал митрополита своим другом, доверял ему, во всем помогал, заступался перед ненавидевшими его опричниками. Странно, конечно, но не нужно забывать, что Грозный был человеком достаточно сентиментальным, а Колычев в свое время скрашивал тяжелое детство мальчугана.

Начало церковной жизни

В 1537 году бояре вырезали почти всех Колычевых, Федор Степанович нашел для себя только один выход – бежать, желательно, на север. Выбор его пал на Соловецкую обитель, место отдаленное и глухое, даже сейчас до нее добраться не очень-то просто, а в XVI веке и подавно.

На Соловках Колычев полтора года проходил в послушниках, отлично себя зарекомендовал в глазах братии и лично игумена, потом принял монашеский постриг с именем Филипп.

Ну а дальше – взлет. Дело в том, что он был человеком невероятно трудоспособным и предприимчивым, замечательным организатором и гениальным хозяйственником (кстати, еще одна причина, по которой его ценил Иван Грозный):

  • повысил эффективность труда монахов;
  • повысил доходы монастыря;
  • поднял авторитет обители в православном мире.

И это еще до 1548 года, то есть до момента, когда Филипп стал игуменом Соловецким! Спустя еще некоторое время произошел новый карьерный взлет, который и стал роковым…

Новый митрополит

Вместе с введением опричнины, Иван Грозный начал жесткие кадровые перестановки, в том числе, в духовной сфере. Так за несколько месяцев до приглашения в Москву Филиппа, царь убрал с пути митрополита Афанасия, жестоко осуждавшего опричнину. Тоже самое начал делать и герой нашего повествования сразу, как только попал в столицу по приглашению государя, но выбора у Ивана уже не было – второе смещение главы церкви за год гарантированно привело бы к смуте и недовольству, а страна итак была в состоянии нестабильном.

25 июля 1566 года Филипп был поставлен митрополитом, и начал совершать одну ошибку за другой.

Хотя, смотря что называть ошибками, – плохого он точно ничего не делал с точки зрения морали:

  • осуждал опричнину;
  • постоянно пытался заступиться перед царем за изменников реальных и мнимых, хотя обещал в дела опричные не вмешиваться;
  • осуждал лично государя, чем ввергал его в гнев.

Терпение царя лопнуло в 1568 году после отказа митрополита благословить его во время службы в Новодевичьем монастыре. Кстати, это не первый такой случай – только за 1568 г. царь получил как минимум 2 таких отказа, и это только то, что мы знаем!

До осени того же года шло следствие, опричники собирали на бывшего митрополита компромат, в том числе на Соловках, в результате обвинили Филиппа в колдовстве, разврате и измене государю, но Иван помиловал своего недавнего друга – вместо смертной казни присудили пожизненное заточение сначала в московском монастыре Николы Старого, а потом в тверской обители Отроч-Успенской. Ну а дальше – тайна.

Согласно общепринятой версии, уже будучи в заключении, Филипп отказался благословить государя на новгородский поход, после чего его задушил Малюта Скуратов, один из главных царских опричников.

С другой стороны, нет прямых указаний на то, что Скуратов в то время, то есть 23 декабря 1569 года, был в Твери. Кроме того, вряд ли убийство было совершено по указу Ивана Грозного – он до последнего крепко уважал Филиппа, хотя и считал его «изменником». По другой версии, будущего православного святого просто заморили голодом, здоровье его было слабым, вот он и не выдержал испытаний…

Источники:

https://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/noyabr/2016-11-17/pravda_o_ubijstve_svyatitelya_filippa

https://www.miloserdie.ru/article/mitropolit-filipp-boga-radi-zhivite-lyubovno/

https://foma.ru/za-chto-ivan-groznyiy-ubil-mitropolita-filippa.html

https://history.wikireading.ru/59747