Если на первый вопрос я могу ответить примерно, то, второй вопрос для меня пока остаётся без ответа.
Что же такое профессиональное выгорание? Лично мне кажется, что его можно сравнить с "разбитыми розовыми очками".
Я сейчас говорю только о школе.
Знаете, когда учат в колледже-институте, всё кажется зефирно-розовым-ванильным: ты счастливая приходишь в класс с кучей наработок, на тебя смотрят 30 пар таких же счастливых глаз, а дальше как в индийских фильмах: все радостные, все улыбаются и в конце дня танцуют, взявшись за руки. И сорок слонов тоже танцуют.
Кстати, на практике, так и есть. (Я имею в ввиду практику в школе от своего образовательного учреждения)
И вот ты воодушевленная пришла в школу. Теперь ты одна. Нет методиста. Нет учителя этих детей. Нет одногруппниц.
И всё идёт не так.
Твои песни-игры-пляски, несомненно хороши. Это круто, здорово, интересно и...никак.
Ведь таблица умножения это не игры с мячиком, её надо учить. Изо дня в день. И состав числа с помощью орешков-пряников-это хорошо, но не достаточно.
Части речи и слова надо понимать. А за один песенно-восхитительный урок эту тему усвоит отличник-хорошист. Для остальных надо 33 раза объяснить в продленке. И завтра повторить. И послезавтра тоже. А после выходных повторить дважды. И вот ты уже заставляешь детей "зубрить". И может быть иногда обращаешься к пониманию "дети, делить надо вот так, потому что... а нет, давайте-ка вспомним вызубренную таблицу и будем применять"
А творческие уроки. Конечно, есть учебник. Но, тебе хочется что-то эдакое нарисовать и склеить. Посмотришь на учителей в интернете и их мастер-классы и думаешь "а чем я хуже". Ты уже готова нарисовать пейзаж в теплых тонах гуашью... и тут начинается "у меня нет кисточки/у меня вылилась гуашь/ой, у меня засохла гуашь/я хочу карандашами/дайте листочек, у меня нет альбома"
Ррррррычать хочется.
И весь твой идеально запланированный урок летит в Тартарары, потому что нет ручки/ластика/карандаша(и так раз семь)
Из сегодня: "Дети, на урок нам потребуется лист синего или голубого картона.(написала на доске) все поняли?" А то!
Начался урок: ой, у меня нет картона(9 человек)
Но ты не сдаешься. Есть гпд, где можно позаниматься с детьми еще.
Ой, нет, гпд нет. Половина класса срочно уходит домой. У них кружки.
Но есть же другая половина класса. Работаем.
Нет, я не жалуюсь. Я просто рассказываю, как оно бывает
И внеклассная работа...о ней стоит отдельно написать.
Но самую большую роль во всем это выгорании играют родители. Которые лучше знают как и когда учить
Особенно меня умиляет в первом классе вот это :"а мы учим таблицу умножения". А зачем они и сами не знают. Нам бы складывать и вычитать научиться.
И что надо делать, а что не надо.
Ой, да он/а/ не хочет рисовать/читать/писать/учить
Ну и пусть не учит. Это ж ребенок.
Все эти мелочи безумно выматывают. И ты уже не хочешь ничего делать.
Мне уже не очень хочется проводить чаепития и игры. Моя коллега года 4 не проводит ничего сама. Хотите праздник Новый год/8марта/взятие бастили-нанимайте аниматора. Нанимают.
Я пока еще провожу. Играем командами, без дискотек. Поиграли, чай попили и домой. Без родителей.
Был у меня опыт праздника осени в первом классе...печальный. родителям не понравилось. Больше родителей не зову.
А еще выматывает бессмысленная работа. Это знаете, когда ты просто учитель, а у тебя в классе дисграфик. И ты три года учишься с ней писать её имя. И вместо "Дарья", каждый раз ты получаешь "даря". И кучу слов в диктантах с напутанными слогами в словах. А вывести в коррекцию нельзя. Так и работаешь. Оставляешь в продленку и переписываешь, объясняешь. На один раз хватит. Но ты не дефектолог, не логопед, у тебя должны быть нормотипичные дети.
Вы можете сказать, чего ж ты не выучишься на специалиста, чтоб помочь ребенку.
Нет, я не ищу себе оправданий, но могу я просто не хотеть получать допспециальность? Вот не хочу. Я работаю каждый день до 17:00. У меня своя семья. Свои дети. И из дома меня пока не выгнали. И спать я тоже хочу. Честно.
Но, есть и позитив. Правда, его тоже много.
Но иногда, ты устаешь и не хочешь больше ничего. И песен с плясками не надо. Только мел и зеленая доска. И красная ручка. И не трогайте никто.
Смело с мелом в бой пойдём
Такие дела. А что со всем этим делать? Я не знаю. Отдыхать, наверное.
А пока уже постепенно снижаешь планку. И готовишь сухой раздаточный материал. Чтоб довести до автоматизма. Чтоб ночью разбуди ребенка и он скажет тебе "дважды два четыре. Семью восемь..."