Найти тему
ПРОБУЖДЕНИЕ

Должнен ли христианин поклоняться святым мощам? Борьба большевиков с мощами.

Почитание мощей как святыни ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений собрания христиан были строжайше запрещены, но толерантный к чужим богам римский закон делал одно исключение: последователи любых культов и любых религий могли собираться вместе для совершения похоронных обрядов. Поэтому первые христианские общины стали собираться в катакомбах — на могилах христианских мучеников, и именно на могилах и совершались первые христианские литургии с причастием Святых Даров.

Римский епископ Феликс в III веке нашей эры постановил, чтобы литургия совершалась не иначе как на мощах мучеников. На Пятом Карфагенском соборе это правило было распространено уже на всю христианскую церковь. Более того, собор постановил, чтобы ни один храм не строился иначе как на мощах мученика, которые располагались под алтарем. Но поскольку к тому времени гонения на христиан уже прекратились, могил мучеников стало не хватать на все строящиеся храмы. Тогда отцы церкви приняли решение об "антиминсах" — так назывались особые церковные платки из дорогой парчи, в которые были зашиты микроскопические частицы мощей святых мучеников. Такие платки помещались на алтарь, и только на антиминсе священник мог совершать литургию с освящением Святых Даров — причем это правило в православной церкви действует до сих пор.

Особая роль мощей в богослужении привела и к появлению среди неграмотных прихожан своего — параллельного — культа мощей, которым в народе стали приписывать некие особые магические свойства и способность совершать чудеса.
В результате неверного представления людей сложился особый культ, несмотря на то, что верующий не должен прикасаться к мертвому телу и останкам.

Поэтому даже многие священники, получившие только семинарское образование, относились к мощам святых, отталкиваясь от собственных представлений. И в сознании большинства прихожан существовала некая аксиома: мощи — это нетленные тела почивших святых, которым должно воздавать такое же почтение, как и иконам. Ключевое здесь слово "нетленное". И хотя отцы церкви множество раз объясняли, что сама по себе нетленность не должна и не может быть обязательным условием святости; что святость человека определяется вовсе не степенью сохранности его останков, а его жизнью и служением Богу; что почтения заслуживают и полностью истлевшие останки святых.

Дело в том, что в древности на гробницах святых писали: "лежит телом" (то есть тело полностью сохранилось) или "лежит мощами" (сохранились только кости или даже отдельные кости, ибо тело почившего святого было прежде рассечено для изъятия святых мощей для церковных нужд). Об этом подробно говорилось в брошюрах Священного Синода "О почитании святых мощей", но только кто читал эти брошюры, если в Российской империи более 80% населения не умели читать?!

Но народ из всех этих объяснений понимал и принимал только то, что мощи — значит нетленные. Все остальное — подделка и обман.

Ленин четко сыграл на этой народной вере. Он прекрасно понимал, что одновременное вскрытие мощей на местах должно было вскрыть "обман" церкви — то, что большинство мощей, согласно народным поверьям, окажется "ненастоящими".

В январе 1919 года большевики начали вскрытия в виде эксперимента. Статистика такова. За год было произведено 63 вскрытия. В 29 гробницах были обнаружены истлевшие кости либо части скелетов. В 16 гробницах — мумифицированные останки людей, в 18 гробницах — куклы из воска, в которые были вставлены отдельные кости.

-2

В марте 1919 года власти приняли решение вскрыть гробницу с мощами великого русского святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, монахи и прихожане начали собирать подписи под прошением к Совету народных комиссаров не вскрывать раки. С письмом к Ленину обратился сам патриарх Тихон, но ответа так и не дождался.

Из протокола:

По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа, справа, виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань... нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью...

Опыт 1919 года решено было растиражировать. И 30 июля 1920 года вышло постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе".

-3

Конечно подобная борьба с культом святых мощей и борьбе с церковью, были сами по себе дикостью. Революция 1917 года показала, что вера большинства населения России была слепая и народ быстро перенял веяния нового времени.

Примечательно в данном примере то, что как православная вера была в России поверхностной, так и понимание коммунистической идеи оказалось таким же поверхностным, что и доказал последующий развал Советского Союза. Многие ярые коммунисты, стали ярыми капиталистами и до сих пор портят людям кровь.

Всем мира, любви и добра!