Помните, я как-то анализировала книгу и одноименный фильм "День шакала"? Рассматривала с точки зрения использованного оружия... Помните, наверняка. Так вот сама история Пти-Кламарского покушения в частности как и история противостояния сторонников и противников Французского Алжира в целом, меня крайне заинтересовала. В первую очередь биографиями исторических личностей и весьма интересными судебными процессами.
Пока еще была такая возможность, мне удалось раздобыть некоторую литературу по этой теме. В России ее нет, пришлось находить иностранную, преимущественно французскую. Не стану утомлять читателя своими восторженными отзывами о книгах и вообще хотела оставить эту тему за рамками Дзена, однако попалось мне на глаза, а затем и в руки любопытное издание GAZETTE DES ARMES №540 за апрель 2021 года. "Оружейный вестник", проще говоря. Это французский ежемесячный журнал, который выпускается с 1972 и посвящен в первую очередь коллекционному оружию. Так вот в нем я обнаружила (не стану кривить душой, он был куплен ради этой статьи) материал Андре Десмаре "22 августа 1962 года: Пти-Кламарское покушение. Вооружение и криминалистическая экспертиза". Сдается мне, что автор тот самый Андре Десмаре, который возглавлял баллистическую лабораторию в криминалистическом отделе марсельской полиции. Могу ошибаться, конечно, но никаких других вариантов я не нашла.
Статья весьма интересная, и я подумала, что моим читателям она тоже будет интересна, ведь в ней содержится материал, который лично я нигде больше не встречала. Я не рискну приводить полный дословный перевод статьи, ибо боюсь, что мои знания французского слишком скромны для подобного рода работы, однако постараюсь достаточно подробно пересказать.
В своей статье "22 августа 1962 года: Пти-Кламарское покушение. Вооружение и криминалистическая экспертиза" Андре Десмаре опирается на материалы, хранящиеся в Центральном архиве военной и политической юстиции, а так же на свидетельства очевидцев событий и экспертов. При этом он не ставит своей целью рассмотрение мотивов совершенного покушения, а рассматривает его только с точки зрения криминалистики.
Произошедшее 22 августа 1962 года стало продолжением серии покушений на жизнь Шарля де Голля - достаточно неоднозначной исторической личности . Плюм и Демаре в своем исследовании насчитали тридцать одно, учитывая Пти-Кламарское и последнее - 14 августа 1964 года в Монт Фарон, близ Тулона.
Далее автор статьи рассматривает вооружение отряда "Шарлотта Корде", расположение стрелков и сам принцип выбора оружия.
Мотивы людей, которые затевали покушение на этого поистине удачливого человека в данной статье обсуждаться не будут.
Рассмотрим личность руководителя отряда - полковника Бастьена-Тири, разработчика первой французской противотанковой ракеты с проводным наведением SS-11, которая предшествовала "Милану".
Вообще он разработал еще и SS-10, но она хоть и считалась едва ли не лучшей французской ракетой, операторов своих так и не нашла - только несколько стран, включая США и Израиль на короткое время взяли ее на вооружение, но потом по известным причинам в 1963 году отказались от нее, сославшись на дороговизну. SS-11 же на вооружении задержались дольше - до 80-х годов.
Будучи блестящим математиком он сопоставляет баллистику пули пистолета-пулемета модели 24 М.29 (FM) калибра 7,5х54 MAS и артиллерийского орудия.
22 августа 1962 года 20 часов 10 минут. На проспекте Освобождения в пригороде Пти-Кламар, между улицей дю Паве Блан и Дю Буа и расположились заговорщики. Бастьен-Тири стоит на углу улицы дю Паве Блан и должен помахать газетой, показывая приближение объекта, который выехал из Парижа и направляется в сторону аэропорта Виллякубле.
Желтый Estafette Renault 650DM 89 с заклеенными белой пленкой окнами припаркован на обочине проспекта Освобождения/RN306 и расположен так, что его задняя часть развернута в сторону движения колонны. Из него должны открыть огонь по кортежу де Голля и блокировать его движение.
Второй автомобиль Citroën ID 19, припаркованный напротив, должен был догнать автомобиль президента в случае попытки уехать из-под обстрела.
Camionnette 403 Peugeot 277 KN 9A, в котором находилось еще трое мужчин, должен был отрезать машины сопровождения от машины генерала.
Автору по немногочисленным имеющимся материалам, не удалось установить список оружия, находившегося в этом автомобиле, кроме PM MAT 49 № D28319 калибра 9x19.
Кроме того, один из пассажиров транспортного средства пояснил автору, что действие произошло настолько быстро, что у пассажиров фургона не было возможности даже сдвинутся с места.
Попытаемся восстановить те несколько роковых секунд.
Когда кортеж подъезжает, открывается дверь багажника Эстафеты и двое открывают огонь из 24 М.29 (FM). Один из стрелков выходит из машины и успев перезарядить оружие прицеливается по второй машине. (Этот эпизод, кстати, показан в фильме достаточно точно).
Шум стрельбы дает понять людям в Ситроене, что им пора приступать к выполнению своих функций. Их машина выезжает на проспект Освобождения и перекрывает дорогу кортежу. Именно тогда пассажир с заднего сидения открывает огонь.
Однако, президентский кортеж на высокой скорости проскакивает проспект несмотря на обстрел, и продолжает свой пусть в сторону аэропорта Виллякубле, тогда как заговорщики после своего неудавшегося покушения возвращаются в Париж.
Уже в 20 часов 15 минут на место преступления прибывают первые наряды жандармов и спасателей. Они эвакуируют всех любопытных и перекрывают улицы.
Уже в свете фонарей они фиксируют стрелянные гильзы, которых больше всего на стороне RN306. Множество пуль, врезавшихся в землю и в старый деревянный забор и в кустарнике, рядом с заправочной станцией Антар . Пули и осколки разбросаны в радиусе более трехсот метров от того места, где находилась Рено Эстафета.
На место преступления ввиду его важности, прибывает отряд экспертов-криминалистов из префектуры, во главе с дивизионным комиссаром Морисом Бувье.
Уже давно стемнело и освещения фонарями и фарами недостаточно для дальнейшей работы. Поэтому принято решение не снимать оцепление до утра и все равно продолжать работу.
Чуть позже в заброшенной лесной местности был обнаружен Рено Эстафета, а в нем и часть арсенала, оставленного заговорщиками. Не успели эксперты сделать снимки как к месту обнаружения потянулись зеваки и журналисты и пришлось усиливать охрану периметра, что осложнило работу экспертов. Однако все же удалось выяснить, что за оружие и боеприпасы были оставлены в машине. Это две американские гранаты Mk.II AI, британская граната 77 Mk.1 (вероятно вариант W.P - снаряженный белым фосфором), самодельное взрывное устройство и фальшфейеры. Два FM, а так же 39 стрелянных гильз 7,5 мм MAS магазины PM Thomson M1, переговорные устройства и бинокль.
23 августа эксперты продолжают работать на месте преступления и делают новые фотографии, чертежи и схемы. Много пуль извлечено из из стен близлежащих построек на проспекте освобождения улицах Паве Блан и Шарля Дебри. Под обстрел попали аптека и магазин бытовой техники, которые к 20 часам уже были закрыты.
Тогда же 23 августа два автомобиля президентского кортежа покинули аэропорт Виллякубле и стало возможным обследовать и их. Тогда к экспертам Мориса Бувье подключаются и их коллеги с улицы Орфевр,36.
Эксперты профессора Чеккальди осматривают президентский Citroën DS 19 и пытаются установить из чего именно машина была обстреляна и откуда велся огонь, исходя из повреждений, полученных автомобилем.
- Левая передняя шина пробита справа налево, пулей примерно равной 9 мм.
-С другой стороны пуля калибра предположительно 7,5 пробила заднюю правую шину.
-Пуля, выпущенная сзади, попала в сидение. Ее диаметр 9 мм.
-Пуля обнаружена в багажнике, повреждена крышка бака.
-Отверстие в в передней правой двери.
-Наиболее опасной была траектория пули, попавшей в левое заднее стекло.
Второй автомобиль аналогичный первому. Такой же Citroën DS 19 в оригинальном исполнении с самозаклеивающимися шинами .
-Пуля, выпущенная спереди, срикошетила от бампера и попала в двигатель. Предположительно пуля 7,5 мм.
-Пуля попала в обод правого переднего колеса.
-Две пули, предположительно 7,5 мм ударились в нижнюю часть правой задней двери.
При таком раскладе ни одна из выпущенных пуль не задела ни одного из четырех пассажиров каждой машины.
Под обстрел попали так же мотоциклисты, сопровождавшие кортеж. Но они тоже не пострадали. Одному мотоциклисту срикошетившая пуля попала в шлем и чудом прошла выше головы.
Единственная жертва этого покушения - это посторонний гражданский француз, который в неподходящее время возвращался в семьей в Париж - пуля, пробившая лобовое стекло попала ему в указательный палец.
Итак, экспертиза, проводимая в ходе расследования, выявила, что большинство пуль, попавших в автомобили кортежа были:
- пули калибра 7,5 мм MAS (7,5х54MAS). Их найдено 14 штук в автомобилях и 39 на месте преступления. Сопоставляя их с гильзами, удалось выяснить, что патроны довоенные и определить их маркировку "SF I 3 39", то есть выпущенные в третьем квартале 1939 года на заводе по производству боеприпасов в Исси-ле-Мулено.
- гильзы 9х19 (9mm Luger) были найдены в основном возле RN306 и на пересечении с улицей Дю Буа. Их маркировки говорят о том, что патроны производились на трех разных заводах. Три из них имели маркировку FN51 и были выпущены в 1951 году в Бельгии на Fabrique nationale d'armes de guerre. Остальные 33 гильзы с маркировкой "OXO ST 8 43". Такая маркировка означает, что это немецкие патроны 1943 года, выпущенные, вероятно на Teuto-Metallwerke. Это пули армейского образца со стальным сердечником.
-45 АСР (45 Авто) . Найдено 9 гильз. Маркировка "HXP Y55" - греческие патроны, выпущенные на Hellas Explosive and Power Company по заказу армии США.
-9 mm BROWNING COURT. Три гильзы найденных на RN306. Имели маркировку GEGO, что как выяснили эксперты ни что иное как патроны, выпущенные в 1959 году на Dynamit Nobel.
Особое внимание эксперты уделили шести пулям, извлеченным из президентского автомобиля. Все они 9х19 .
Затем эксперты приступили к осмотру найденного в фургоне оружия. Почти на всем оружии были затерты номера. Например, на PM Sten и пистолете Walter были предприняты попытки восстановить номер. И только на последнем это удалось. Номер 102577.
24 сентября, а затем 4 октября 1962 года проведены дополнительные экспертизы, результатами которых стали еще 12 идентифицированных боеприпасов.
Однако, та пуля, которая могла бы лишить генерала де Голля жизни, та которая попала в левое заднее стекло, пересекла салон, и никого не задела, так и не была идентифицирована.
Нельзя забывать, что в те годы криминалисты не располагали теми технологиями, которые доступны их современным коллегам. И времени на экспертизу им было выделено совсем мало. И тем не менее основные, пусть и не полные, данные о вооружении группы заговорщиков были получены.
Итак, общий смысл статьи уважаемого эксперта-криминалиста ясен. Мотивы заговорщиков тоже ясны, об этом я писала в статье про "День шакала". Однако, остаются вопросы, на которое эксперт ответов не дает.
Чем руководствовались заговорщики, выбирая для покушения именно эти виды оружия? С пистолетом-пулеметом модели 24 М.29 (FM) калибра 7,5х54 MAS все понятно - должно быть господину полковнику было виднее, когда он именно его сравнивал со своей ракетой. Но что касается всего остального? Здесь, по видимому, уже исходили из принципа, что удалось достать, ведь даже несмотря на личности людей, входивших как в ОАС, так и в организацию именуемую себя "Старый Генеральный штаб", членом которой и был Бастьен-Тири достать легальным путем такое оружие было невозможно.
Почему заговорщики не использовали гранаты, которые находились в их распоряжении? Не хотели лишних жертв среди гражданских или все же как Бастьен-Тири утверждал на судебном заседании, они не хотели убивать де Голля, а их целью было похищение?
Когда криминалист в своей статье называет де Голля "поистине удачливым человеком", он конечно же имеет ввиду все, а их больше тридцати, покушения на генерала, которые только по каким-то невероятным причинам были неудачны. Пуля, попавшая в заднее стекло и пролетевшая через салон автомобиля могла бы стать для него роковой, но не стала.