Найти тему
Жизнь артиста в Дзене

Первая Красавица Мира и Король баритонов. Милая ерунда

2 серия. Продолжение.

1 серия, начало - https://dzen.ru/a/YIs42FT1m2V16BvF?share_to=link

Самое начало ХХ века.

В эти годы по всему миру гремело имя итальянки Лины Кавальери. Она была известна, как великолепная танцовщица, как исполнительница народных итальянских песен, позже она прославится в индустрии кино и рекламы, но, прежде всего, она поражала всех своей необыкновенной, строгой, классической красотой.

Лина Кавальери.
Лина Кавальери.

Фотографы и художники всех стран стремились запечатлеть ее образ. Победительница многочисленных европейских конкурсов красоты, она пела и танцевала на сценах крупнейших европейских мюзик-холлов и варьете, но загорелась идеей стать видной оперной певицей и петь на одной сцене со звездами мировой оперы.

Как утверждали газеты того времени, перед чарами красавицы и ее обаянием не устоял в числе многих других сам «Король баритонов», известнейший итальянский певец Маттиа Баттистини.

Король баритонов Маттиа Баттистини. Россия.
Король баритонов Маттиа Баттистини. Россия.

Баттистини был представителем знатной аристократической итальянской фамилии, его дед и дядя были медиками, личными врачами Папы Римского.

Он вошел в историю вокала, как певец с совершенной, очень умной вокальной техникой, его голос идеально ложился на граммофон.

В России Баттистини был желанным гостем на протяжении 23 театральных сезонов, его называли у нас «Королем баритонов и баритоном королей». Он был любимцем российского Высшего света, великолепную вокальную форму сохранил до 70-летнего возраста.

Маттиа Баттистини в России. Фото 1912 года.
Маттиа Баттистини в России. Фото 1912 года.

Увлекшись молодой артисткой, Баттистини посоветовал ей оставить подмостки кафешантанов и всерьез подумать об опере. Утверждали даже, что своими успехами Кавальери всецело обязана Баттистини. Влюбленный маэстро руководил ее оперной карьерой, неоднократно выступал с ней в спектаклях.

Перелистаем замечательную книгу С. Ю. Левика «Записки оперного певца»:

Лина Кавальери несколько лет с небывалым успехом выступала в кафешантанах. Женщина с именем мировой красавицы, она отличалась способностями первоклассной куплетистки, точнее, diseuse, и умела самые скабрезные куплеты подносить с необыкновенной грацией и какой-то наивностью.
Становясь мировой кафешантанной певицей, Лина Кавальери мечтает, однако, об опере. У нее более чем скромный сопрановый голос, средняя музыкальность, мало нужной культуры, но певцы помимо природных даров должны еще обладать волей к труду – а этого у нее хоть отбавляй.
-4
И вот огромная работа Кавальери над собой под наблюдением хороших педагогов превращает бедный, домашний, так сказать, голосок во вполне терпимый профессиональный голос. Ее музыкальность, сначала бывшая недостаточной, постепенно стала профессионально приемлемой, и даже требовательные дирижеры считали возможным допустить ее к исполнению ответственных партий.
Правда, с ней случаются (хотя и не чаще, чем с обычными средними певцами) некоторые казусы.
На спектакле «Таис» (опере Ж. Массне по событиям из древнего Египта) я торчал в кулисе и слышал, как Баттистини во время своих пауз про себя поет вместе с Кавальери. На мой вопрос, зачем он это делает, Баттистини ответил: «Эта каналья (он так и сказал: «Cette canaille) может наврать в самом неожиданном месте и сбить кого угодно».

Тем не менее, российские столицы были свидетелями триумфальных выступлений звездной пары. Так, в сезон 1905 года петербургские газеты единодушно отметили еще более укрепившиеся позиции Лины Кавальери как оперной певицы, в частности, большой художественный успех артистки в роли Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата». Критики присоединили свои голоса к хвалебному хору публики и в адрес г-на Баттистини. Последний спектакль сезона был весьма своеобразным. Публика не хотела отпускать своих любимцев. Разгоряченные зрители вытащили на сцену пианино,

… к слову сказать, достаточно расстроенное, и под звуки его г-жа Кавальери, г.г. Константино и Баттистини спели вместе и порознь несколько номеров, оттянувши закрытие на добрых полчаса. Наконец, в зале потушили электричество, и абоненты простились с итальянской оперой до будущего года.
Баттистини в роли Руслана в опере М. И. Глинки "Руслан и Людмила".
Баттистини в роли Руслана в опере М. И. Глинки "Руслан и Людмила".

Столь тесное общение учителя и ученицы, совместные выступления и общие успехи привели к тому, что «Король баритонов» окончательно потерял голову. «Служебный роман» окончился замужеством «всесветной красавицы», о чем своевременно сообщила газета «Обозрение театров» в разделе «Театральные негативы»:

В то время как знаменитая красавица теперь справляет свой медовый месяц, Маттиа Баттистини уединился в своем замке в окрестностях Мадрида. Ни для кого не было секретом, что «Король баритонов» был далеко неравнодушен к знаменитой красавице, которая именно ему обязана всей своей блестящей карьерой. Тем не менее, миллионы взяли верх над чувствами.
-6

Здесь имеется в виду первое замужество Лины Кавальери. Ее избранником стал американский миллиардер.

Каков же финал этой романтической истории?

-7

Баттистини женился на испанской дворянке донье Долорес де Фигероа-и-Солис, которая была потомком маркизов и кузиной римского кардинала. А Кавальери была замужем несколько раз, и впереди у нас с вами, мои уважаемее читатели, подробный очерк «Личная жизнь Первой Красавицы Мира».