Меня столько раз спрашивали, почему я помогаю детям в детских домах, почему делаю это без слез, почему считаю важным именно поехать и лично пообщаться с ребятами, а не просто «скинуть» денег. На самом деле, у меня только один ответ – потому что могу. Потому что знаю и могу. Знаю о том, как живопись влияет на людей, что творчество дает человеку и как важно живое общение ребенку. И могу спокойно общаться с любыми детьми, как будто от них не отказались, они не болеют, или у них нет страшного диагноза.
Много лет это все происходило практически в тайне, потому что мне казалось, что кто хочет, тот делает, а мотивировать можно на что угодно, кроме филантропии. Но я оказалась неправа. Люди, которые узнавали о моих проектах, хотели присоединиться «хоть краски помогать разливать». Расскажу историю. Однажды, меня попросили провести мероприятие для детского дома, в котором первый канал снимал сюжет про мальчика. Организовывали сбор средств ему на попытку продления жизни. Да, случай там был тяжелый. Я, разумеется, согласилась. Со мной вызвались поехать три взрослых парня. Мы приезжаем, они видят этих деток, а там дети с очень тяжелыми диагнозами, мальчик, например, кое-как мог поднять кисточку для рисования и весил килограмм 20. И тут я вижу, что мои спутники потерялись. Они стоят, а руки трясутся. У некоторых, предательски дергался подбородок, а глаза наполнились слезами. И вот эти мужики, которые строят компании, ведут сложнейшие переговоры и в новое и неизведанное ныряют с головой, не могут ни вдохнуть, ни выдохнуть. Они потом собрались. Все прошло хорошо.
Да, в мире с идеальными людьми в инстаграм, с покорением космоса и частными островами существуют дети, от которых отказались родители. Знаете, что каждый из них думает? «Я – плохой! Я сделал что-то не так, а мама обиделась и ушла». И их чуть больше, чем нам кажется. По официальной статистике в России, сообщается, что бросают 1% новорожденных детей. На основании Росстата в 2018 рождено 1604344 новых человечка, а в 2019 – 1481074 новые души пришли в мир. Если отсюда посчитать 1%, то за два года было брошено 30853 ребенка, это почти 31 тысяча новорожденных. И это ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные.
Тридцать одна тысяча брошенных новорожденных каждый год. И это далеко не финальная цифра, ведь существует огромное количество детей, чьих родителей лишили родительских прав. Мы в Санкт-Петербурге работали с такими детками. Это не детский дом в полном смысле, это дом временного содержания детей, пока суд решает лишить их родителей родительских прав или все же нет. Про судебную систему тоже не будем говорить, но детки живут там годами. В 2019 году органы опеки и прокуратуры подали более 40 тысяч прошений о лишении родительских прав и 33 тысячи обращений были удовлетворены. Часть детей, разумеются, забирают родственники. Однако часть отправляется в детские дома уже в более сознательном возрасте. Думаю, что к 31 тысячи, минимум 10 тысяч прибавить точно можно. На сорок тысяч ежегодно увеличивается количество людей, которые растут с мыслью, что они плохие.
Когда в свои 20 лет я пришла в первый детский дом. К слову, он находился на соседней улице, и я однажды просто решила пойти к ним и начать с детьми делать поделки. Рисовать я умела, училась на дизайнера и, вдобавок, у меня был сертификат об окончании вожатских курсов, так что я считала себя профи. Когда я пришла, нашла директора и объяснила ей ситуацию, она мне ответила: «нет, спасибо, нам не надо». Но кто меня знает, что со мной проще соглашаться. В итоге я с ними работала больше 6 месяцев.
Тогда у меня не было такого опыта и дипломов по психологии. Но я увидела, что такое ребенок из детского дома. Не хватает внимания, похвалы, одобрения, принятия, доверия, дружбы и многих вещей, которые являются базовыми. Все по той же, официальной статистике 40% выходцев из детских домов алкоголики или наркоманы, еще 40 % имеют проблемы с законом, а 10% выпускников кончают жизнь самоубийством. Этому есть объяснение. И называется оно «социальная адаптация». Это способность приспосабливаться к миру и при этом понимать себя, свою ценность, цели и желания.
Что может помочь ребенку адаптироваться в обществе? Спустя столько лет опыта и такое количество знаний, я выделяю три основные пункта:
1. Адекватная стабильная самооценка.
2. Наставник, человек, к которому можно обратиться и доверительно обсудить что угодно.
3. Профессиональные навыки.
Рассмотрим каждый из этих пунктов. Адекватная стабильная самооценка. Тут важно каждое слово. Адекватная. Ребенок должен понимать, что он не пуп земли и мир вокруг него не вращается, что в инстаграм (а у многих детей есть телефоны и доступы к соц. сетям), показывают не реальную жизнь, где все легко и просто. Но в тоже время, что каждый человек – личность, заслуживает уважения. Важно, чтобы самооценка формировалась из внутренней опоры, а не из внешнего одобрения. Это формирует стабильность. То есть самооценка и внутреннее ощущение не должны гонять как американские горки, если что-то не так. Очень важно помочь разделить у ребенка ощущение «я – плохой», от «я совершил проступок». Говорить об этом можно бесконечно, но, как правило, всех ругают за ошибки. Я научилась в момент ошибки задавать вопрос: «Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?». Сначала только на себе практиковала, потом стала и на детях. Классно работает. Ребенок поставил кляксу в картине. Собирается реветь. Я, с абсолютным равнодушием говорю: «У меня такое было сто раз (присоединяюсь), ничего в этом страшного нет, это очень легко исправить (снижение тревоги), показать тебе как это можно исправить, чтобы было незаметно? (предложение выхода. НЕ НАВЯЗЫВАНИЕ, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ, я жду, когда ребенок мне скажет «да»). Уважительно относясь к ребенку, мы формируем его уважительное отношение к самому себе и к другим.
«Формирование самооценки» - звучит как упражнение, три подхода по 12 раз. Но это не так. Нет никакого периода формирования. Она формируется каждую секунду, каждое общение приближает или отдаляет ребенка от возможности быть адекватным полноценным членом общества.
Наставничество. Многим сразу кажется, что да, тут я могу. Это не так. Нравоучения и читка морали – это не то. Первое, чем характеризуется хороший наставник – это желание выслушать. Выслушать и понять. Выслушать и задать вопросы. Выслушать и НЕ ОСУДИТЬ. Хотите критерий, по которому можно понять качество наставника, да и собеседника в целом? Если после того, как вы закончили говорить, вам отвечают: «А вот у меня…», «А вот я…» и т.д. Здесь не про доверие и желание помочь, здесь про эгоцентризм. Это не плохо и не хорошо, это просто не подходит для позиции наставника.
Как мы реализуем эту систему в процессе рисования. Очень просто. Мы говорим, что мы всегда рядом, вы можете ошибаться, мы поможем исправить. Пока все не нарисуют, мы никуда не уйдем. Когда меня спрашивает ребенок, каким цветом нарисовать дом, то я никогда не назову цвет. Это табу. Я спрошу, каким бы цветом ему хотелось нарисовать дом. И когда он скажет, что желтым, то я похвалю его выбор.
Да, это капля в море, но, как говорила одна великая женщина – что есть море, если не миллион капель.
Когда к моим поездкам в детские дома стали собираться добровольцы, я начала проводить инструктаж, перед тем, как «запускать» их к детям. Потому что в нас, во взрослых, столько неосознаваемых шаблонов, ловушек воспитания и мышления, которые мы перекладываем на детей и даже не замечаем.
Примеры (в контексте рисования, но, если разобраться, то рисование тут ни при чем):
- проговаривайте то, что вы делаете: «Сейчас мы наденем фартуки. Фартуков хватит каждому. Каждому дадим холст и краски. Краски можно попросить еще, мы дадим столько, сколько нужно. Если будут вопросы, не стесняйтесь поднимать руку». Мы формируем безопасное поле, но тут также есть и правила.
- никогда не рисуйте ЗА ребенка и уж тем более, не отбирайте у него кисть. Наша задача, не скопировать Шишкина, а помочь ребенку получить определенный ОПЫТ. Опыт в получении результата. С нашей помощью, но при этом, самостоятельного. В крайнем случае, кладем свою руку, на руку ребенка, держащую кисть и помогаем, но только, предварительно спросив разрешения.
- ну и самое главное: не обещайте то, что не сможете выполнить. Это касается просьб детей приехать ещё. И наше «да, как-нибудь приедем», превращает их жизнь в ожидание и постоянные вопросы к воспитателям, когда же те художники приедут к нам снова. Я часто слышу от воспитателей, что просто уже не хочется никого пускать из-за этих пустых обещаний. Слово, как известно, не воробей.
Разумеется, это не всё, что я рассказываю, мы обсуждаем с волонтерами, что нельзя охать и ахать, что надо чаще спрашивать ребенка, что ему нравится, какой его любимый цвет и, конечно, хвалить. Но самое интересное – это мнение воспитателей. Большинство из них говорят примерно следующее: «Мы никогда не видели их такими спокойными и такими увлеченными», и нас зовут ещё. Нам всегда рады.
Если с первыми двумя пунктами мы работали в своих поездках, то путь профессий проходил мимо наших рисовалок. Не так давно мы с двумя очень умными женщинами летели на выступление в славный город Сыктывкар и началось обсуждение работы с детскими домами, адаптации детей… так родился наш новый проект. Мы просто проанализировали, что детям в дет. домах не хватает знаний о профессиях, а всё, что они видят – блогеры или воспитатели. В свое время мы проводили проект по проф. ориентации для детей 9-11 классов в Санкт-Петербурге, где рассказывали сроки обучения, основные плюсы и минусы, а также, средний уровень дохода и востребованность. Сейчас мы зарождаем масштабный федеральный проект, где дети будут узнавать о профессиях, рисовать эти профессии, а мы сформируем команду и будем активно помогать детским домам с социальной адаптацией, чтобы тем, кому повезло в жизни меньше, жилось чуточку легче.
В завершении, привету один из моих любимейших рассказов «Капля в море» из книги «Куриный суп для души». «Один наш друг прогуливался по безлюдному мексиканскому пляжу. Во время прогулки он заметил мужчину, который наклонялся, что-то поднимал и бросал в воду. Он повторял эти действия снова и снова. Когда наш приятель подошел поближе, то обнаружил, что мужчина поднимает морских звезд, которых вынесло на берег, и по одной бросает в океан.
Наш друг был озадачен. Он приблизился к человеку и сказал:
– Добрый вечер. Простите, что вмешиваюсь, но что вы здесь делаете?
– Я бросаю морских звезд обратно в океан. Во время отлива они оказались на берегу. Если не вернуть их в воду, они погибнут.
– Вот оно что! – ответил наш знакомый. – Но на берегу сотни этих звезд. Вряд ли вы спасете всех. И потом то же самое происходит на сотнях пляжей вверх и вниз по побережью. В одиночку вы все равно ничего не измените!
Мужчина улыбнулся, нагнулся, поднял еще одну морскую звезду и, бросая ее в воду, ответил:
– Но для этой – изменю!».
опубликовано 1 марта 2022
автор: Лена Стёпкина