Найти тему
Библия. Религия.

Книга пророка Осии

Книга пророка Осии
Книга пророка Осии

Имя Осии с еврейского языка значить спасение. Как видно из первых стихов книги, Осия был сын Бееры, по преданию происходил из колена Иссахарова и пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских и во дни Иеровоама II, сына Иоасова, царя Израильского.

Можно предположить, что он начал служение свое в последние годы Иеровоама II (26 г. Озии), ибо он говорит о близком падении дома Ииуя, которое совершилось в 12 год по смерти Иеровоама II, – и пророчествовал до 1-х лет Езекии, ибо не говорит о падении израильского царства, бывшем в 6-й год Езекии.

Деятельность пророка продолжалась более 60 лет. Следовательно, #Осия выступил ранее Исайи, который был призван в год смерти Озии, царя иудейского. #Пророк Осия действовал, главным образом, в Израильском царстве, ибо все речи его направлены против Израиля, царя Израильского он называет нашим и землю Израильскую этою.

Несколько странно, что, пророчествуя в Израильском царстве, он обозначает время своего служения годами царей иудейских. Некоторые, в объяснении этого, указывают на то, что Осия, хотя и действовал в Израиле, но в конце жизни перешел в #иудейское #царство, где и написал свою книгу.

Другие правильнее думают, что пророк лишь иудейское царство считал истинным, так как отторжение от дома Давидова в своем глубоком основании было отпадением от Бога, и потому только правителей иудейского царства пророк признавал истинными царями. Отсюда же объясняется и то, почему пророк, говоря об Израильском царстве, часто обращается к иудейскому царству, как носителю идеи царства Божия. Но, указывая сначала иудейских царей, пророк счел нужным также указать и Израильского царя Иеровоама 2-го, чтобы точнее обозначить время своего служения, ибо без этого указания можно бы относить начало его служения к 52 г. Озии, когда уже началось падение Израильского царства, и потому пророчество Oсии о падении Израильского царства могло быть предусмотрено одной предусмотрительностью человеческой. Следующих царей пророк не указывает еще и потому, что после Иеровоама 2-го цари Израильские царствовали очень непродолжительное #время: сперва было #междуцарствие, продолжавшееся 12 лет, затем #Захария, сын Иеровоама 2-го, царствовал 6 месяцев, его сменил убийца его Селлум, который царствовал 1 месяц. Поэтому пророк и не считал нужным указывать царей после Иеровоама 2-го, тем более, что он был последний из рода Ииуя, которому дано было обетование царствовать до 4-го рода.

О других обстоятельствах жизни пророка Осии ничего неизвестно. Из малых пророков его современниками были #Михей и #Амос (у них есть сходство с ним); из больших – #Исайя.

О состоянии царства Израильского при Осии

При пророке Ocии, в царствование Иеровоама 2-го, Израильское царство процветало: Иеровоам расширил царство до пределов, какие оно имело при Давиде. От счастливых войн этого царя народ получил богатые добычи и благоденствовал. Но это время было последним временем благоденствия и последним средством в руках Божественного промысла к обращению народа на путь истинный.

(Промысел Божий, как известно, употребляет два средства к исправлению людей – наказание и милость).

Но народ не вразумлялся этим. Правда, израильский царь Ииуй уничтожил идолов Ваала, но поклонение золотым тельцам оставалось. Хотя под тельцами почитался Сам Господь, однако, во-первых, это поклонение противоречило словам закона: «не сотвори себе кумира и всякого подобия», во-вторых Бог Еврейский через это изображение приравнивался к языческим богам, потому что евреи, поклоняясь тельцам, привыкали и языческих богов считать истинными и национальными богами, отсюда это поклонение тельцам развило веротерпимость и приняло затем характер идолопоклонства: евреи начали считать Ваала равным истинному Богу и даже называли его сыном Бога истинного. Это внутреннее отклонение от истины отразилось и на внешней жизни: явился разврат, неизбежный при языческом культе (особ. Астарты), несправедливость на суде, угнетение слабых сильными, ложь, грабительства и пр.

Ocия так описывает это жалкое положение народа: клятва и ложь, убийство, тажба и любодеяние разливаются по земле, кровь с кровью мешают. Благоденствие при Иеровоаме 2-м еще более развило роскошь и пороки, и вот по смерти этого царя, стали открываться суды Божие. Сначала было междуцарствие и хотя потом вступил на престол сын Иеровоама, Захария, однако он царствовал недолго и был убит Селлумом, последнего вскоре сменил Менаим, при котором ассирийский царь заставил израильтян платить себе дань. Наконец, при Осии, последним царем израильским, совершился окончательно суд над народом (722 г.) Соответственно такому состоянию народа, пророк Oсия, во-первых, обличает вероломство израильтян и возбуждает к раскаянию и исправлению, во-вторых предсказывает им бедствия и плен Ассирийский, если народ не исправлялся, и в-третьих, избранных утешает предсказанием об освобождении из плена и Meccиaнскими обетованиями.

Разделение книги и краткий очерк содержания

Вся книга пророка Осии, состоящая из 14 глав, разделяется на 2 главные части:

в первой части 1– 3 гл. повествуется о символических действиях пророка, в которых изображается идолопоклонство и нечестие Израильтян и грядущее наказание, по объяснению самого пророка;

во второй 4–14 гл. содержатся три обличительные речи: а) 4 –6; в)—7—11; с) 12 – 14. Все речи построены по одному образцу: сначала обличение, потом угроза и, наконец, утешение.

В обеих частях есть и Мессианские обетования. По изложению, книга пророка Осии не имеет того изящества и того совершенства, хотя мы видели у Исайи: хотя речь поэтическая, но выражение темны и трудны для объяснения, по причине краткости и отрывочности и по быстрой смене образов.

Глава 2-я. Пророчество о Новом Завете

С 16 ст. пророк предсказывает, что народ вразумится пленом и вступите с Богом в Новый, вечный завет, т. е. возвратится из плена и получите Мессианское спасение.

Ст. 19. Вступление в завет называется обручением на том основании, что отношение Бога к народу нередко в Св. Писании изображается под образом брака. Завет Новый будет вечен, следовательно совершится во времена Мессии. Ближайшее спасение народа из плена будет плодом правды Божьей, удовлетворенной страданиями народа, и возбужденной раскаянием его милости Божией; новый завет будет плодом правды и милости Христовой.

Ст. 20. Вера – верность, и эта черта указывает на Мессианское время, потому что известно, что и после плена народ совращался в идолопоклонство и не всегда был верен Богу. «И увеси Господа» – плодом этого завета будет распространение истинного Богопознания.

Ст. 21. Здесь к идеальным чертам присоединяются конкретные и перечисляются милости Божии, противоположные прежним наказаниям.

Ст. 23 ст. «Всею – соберу, в противоположность – рассею». Итак пророк предсказывает, что народ после раскаяния возвратится из плена и вступит в новый завет с Богом, и этот завет будет вечный.

Со 21 ст. конкретное изображение следует понимать и чувственно и духовно, потому что у пророка конкретные черты соответствуют пониманию современников. Ап. Павел относит это пророчество не к плотскому Израилю, а к духовному, разумея под не помилованием язычников.

Глава 3-я

Здесь описывается и объясняется символическое действие пророка. Смысл этого действия тот, что Господь весьма любит Свой народ, который отступил от Него. Образ берется из тогдашней жизни, в которой господствовал разврат. Тон речи меняется. Величие нового царя Давида и его великие милости относятся ко времени Мессии.

Глава 6-я. Пророчество о тридневном воскресении Мессии

В этой главе содержится пророчество о тридневном воскресении Meccии. Первоначальный смысл такой: народ во время скорби (плена Ассирийского) раскается, и Господь исцелит его, т.е. возвратит из плена и исцелит от духовных болезней (грехов). Воскреснем – и политически и духовно, т. е. восстановимся в прежнее положение. В тpeтий день – определенное выражение вместо неопределенного для выражения краткости времени – скоро.

Так, в книгах Царств говорится, что когда Илия пришел к Сарептской вдовице, та сказала ему, что возьмет два полена, т. е. немного. В Новом Завете Спаситель говорит: «Мне надобно творить дела сегодня и завтра, и в тpeтий день кончить», т. е. немного времени осталось творить чудеса. Данное пророчество Осии, прежде всего, относится к народу еврейскому, к его возвращению из Ассирийского плена после раскаяния; но так как народ и после плена остался неисправленным и не искренно обращался к Богу за помощью, то в Ветхом Завете еще не было истинного спасения и полного избавления, поэтому пророчество в полном смысле относится к Мессии. Под обращением разумеется искреннее обращение ко Христу духовного Израиля, и отсюда духовное воскресение всех. Но так как мы нашим оживлением и спасением обязаны воскресению Христову, то в 1 послании к Коринфянам Ап. Павел относит это пророчество к воскресению Христову, говоря: «воскреснет в тpeтий день по писаниию».

Глава 11-я. Пророчество о возвращении Мессии из Египта

Еврейский народ, как вообще, был прообразом Мессии, так и частные события из жизни народа имели прообразовательное Мессианское значение. Евреи поселились в Египте, спасаясь от голода при Иакове. Когда же эта опасность миновала, Евреи выведены были оттуда Богом для осуществления своего назначения в Палестине. Так и Мессия удалился, по определенно Божию, в Египет, спасаясь от злобы Ирода. Когда же эта опасность миновала, по смерти Ирода, Мессия вызван был Богом из Египта в Палестину, для исполнения здесь Своего назначения.

Глава 13-я. Пророчество о победе над смертью

В 14 стихе этой главы проводится мысль в форме вопроса о бессилии ада пред Богом. Отсюда и смысл пророчества двоякий: оно обозначает освобождение от грядущего плена, и от ада и смерти во время пришествия Христа. Исполнение пророчества относит Апостол к окончательному торжеству над смертью в день всеобщего воскресения мертвых.

Общий смысл пророчеств Осии

Таким образом, в пророчествах Осии содержится:

1) обличение современного нечестия, идолопоклонства и нравственного развращения, также обличение союзов Евреев с языческими народами в надежде на их силу, и призыв к покаянию и исправлению;

2) угрозы Ассирийским пленом;

3) утешение через предсказание об освобождении из плена и о наступлении царства Meccии, которое, сообразно с младенческим состоянием народа (он еще не мог возвыситься до идеи духовного царства Мессии), изображается под образом земного величия.

Содержание Книги пророка Осии:

о неверной жене и неверности Израиля (Ос. 1–2 гл.);

о верности Божией (Ос. 3 гл.);

обличение Израиля (Ос. 4–7 гл.);

суд Божий над Израилем (Ос. 8–10);

ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (Ос. 11–14 гл.);

Заканчивается книга обещанием спасения праведным (Ос. 14 гл.).