"Рукописи не горят" - по всему миру знают и любят автора этой замечательной цитаты. Однако мало кто знает, что когда-то о биографии писателя было известно меньше, чем о многих других известных нам литературных деятелях.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в "Огромной, разветвлённой, насквозь интеллегентной семье", как писал Константин Паустовский, "За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение". Образованием в семье занималась мать. С юных лет она прививала детям любовь к чтению, в доме была большая библиотека. Ещё в детстве Булгаков познакомился с творчеством А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Уже тогда его любимым писателем стал Николай Гоголь. С детства Михаил с семьей часто бывал в опере, на летних концертах, в театрах. В квартире у Булгаковых была оборудована сцена, где ставились домашние спектакли. Будущий литератор был всесторонне развитым ребёнком и небезоснавательно мечтал о карьере оперного певца, однако мечте было не суждено сбыться из-за скоропостижной кончины отца, когда на плечи 16-ти летнего Михаила легла ответственность за будущее семьи.
Началом творческого пути писателя можно обозначить его уход из медицинской карьеры в 1920 году. Тогда же он получил место в местной газете, там же публиковались его первые произведения. Именно в тот период была написана "Белая гвардия", по которой была поставлена пьеса "Дни Турбиных", имевшая оглушительный успех у публики. По некоторым данным, её очень любил И.В.Сталин. В начале 20-х годов Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей, а в 1929 году по ходатайству Сталина получил место режиссёра-ассистента МХАТа. Творчество Михаила Афанасьевича многогранно, и особенно поражает его умение очень точно и сатирически высмеивать человеческие пороки.
Например, в романе "Мастер и Маргарита", где он насмехается над склонными к обжорству литераторами, засевшими в "Грибоедове", тонко критикует поэтов-приспособленцев, напоказ пишущих патриотичные стихи на совершенно чуждые им на самом деле темы. Булгаков повествует о судьбе несчастного человека искусства, Мастера, не признанного прогрессивным обществом, как и сам автор. Михаил Афанасьевич очень трепетно относился к критике и коллекционировал рецензии, вырезаемые им из газет. За всю жизнь он накопил 298 едких, насмешливых оценок, и только 3 положительных отзыва. "Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора <…> Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение" - вспоминал Константин Паустовский.
В настоящее время по всей Москве возведено много памятников великому писателю, до сих пор ставятся его произведения, открыто множество музеев, в частности, в бывшей квартире Булгакова. Произведения литератора стали культурным наследием, а описанные в романах места Москвы прославились по всему миру. Посмотреть на Патриаршие пруды, пройтись по Малой Бронной, погулять по набережной Москвы-реки, посетить "нехорошую" квартиру приезжают иностранные туристы. По Булгаковским местам проходят автобусные маршруты и проводятся экскурсии. Произведение и сейчас не теряет актуальность, вдохновляя читателей на творческую деятельность. Например, видеоэкскурсии по следам героев романа "Мастер и Маргарита":