В ходе состоявшегося в Нур-Султане 25 февраля с. г. Евразийского межправсовета подписано распоряжение «О совместном проекте государств – членов объединения по осуществлению ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции». Как отметил премьер-министр РФ М. Мишустин, «этот проект с высокой интеграционной составляющей вновь подтверждает востребованность Евразийского экономического союза».
Решение Межправсовета, как и оценка этого решения премьером РФ, вполне обоснованны. Это подтверждается, например, набирающими обороты экспресс-перевозками сельхозпродукции между Россией и южным зарубежьем, о чем «Ритм Евразии» сообщал на днях. По прогнозам сельхозведомств России и Ирана (февраль с. г.), общий объем взаимных поставок по данному направлению в текущем году увеличится минимум на треть. В то же время данное направление географически включает маршрут тех же перевозок между РФ и Азербайджаном: профильные ведомства обеих стран прогнозируют увеличение здесь сельхозпоставок в 2022-м примерно в той же пропорции. Не меньше 70% объема российско-азербайджанских агропоставок планируется включить в агроэкспрессы. Прорабатываются вопросы совмещенных агроэкспрессов в трехстороннем направлении – между РФ, Азербайджаном и Ираном.
Выгодность скоростных агромаршрутов по всем направлениям сельскохозяйственного экспорта-импорта РФ очевидна: прежде всего, это более высокие скорости доставки, минимизирующие потерю/порчу сельхозгрузов, особенно скоропортящихся; сравнительно низкая стоимость перевозок благодаря льготным перевозочным тарифам; минимальный порожний пробег специальных перевозочных средств ввиду их «обратной» загрузки.
Потенциал взаимных сельхозпоставок между РФ и Ираном, по профильным экспертным оценкам, во-первых, пока не превышает 35% от реально возможного. А во-вторых, именно российско-азербайджанско-иранское направление уже в ближайшие годы вполне может стать главным направлением сельхозторговли по железным дорогам между РФ и южным зарубежьем.
В этой связи отметим, что активный рост взаимопоставок агропродукции между РФ и Ираном продолжается с середины 2010-х. Что обусловлено растущим спросом на сельхозпродукцию обеих стран и обширностью их потребительского рынка. Вдобавок продовольственные товары и сельхозсырье постепенно включаются в формируемую зону свободной торговли РФ/ЕАЭС и Ирана. А это изначально стимулирует взаимные поставки.
Если поподробнее, российский агроэкспорт в Иран к началу 2020-х превысил 1,3 млрд долл. в год: это рекордный показатель за все десятилетия обоюдной сельхозторговли. Причем такой рост продолжается вследствие товарного роста взаимопоставок, а не за счет ускоренного подорожания товаров. Основные товарные позиции РФ в этом направлении – растительные масла (свыше трети товарного объема поставок), зерновая продукция, включая муку и фураж (до 30%), халяльная мясная продукция, в том числе птицеводческая (около 20%). Доля российских АПК-поставок в объеме иранского агроимпорта варьируется в последние три года от 9 до 11%; доля же России в объеме иранского АПК-экспорта за тот же период – не ниже 13%. Ожидается, что к середине 2020-х первый показатель повысится как минимум до 15%, а второй – почти достигнет 20%.
Что касается иранских поставок, они тоже рекордно выросли ввиду роста именно товарных объемов, превысив 500 млн долл. в год к началу 2020-х. При этом Иран стал одним из крупнейших поставщиков в РФ свежих (охлажденных) овощей, фруктов и ягод: эта категория достигает почти треть в товарном объеме сельхозэкспорта в РФ. В ближайшие годы иранская сторона планирует наращивать эти поставки, а также увеличить долю плодоовощных консервов с нынешних 10-13% до 18-20% в товарном объеме.
Весьма характерно, что схожие планы по структуре сельхозэкспорта в РФ у азербайджанской стороны. Что тоже способствует формированию трехстороннего «коридорного» агроэкспресса. Тем более с учетом планируемого российскими сельхозпредприятиями расширения экспортного ассортимента (за счет консервированной продукции, рыбных, крупяных изделий).
Этот коридор может быть расширен уже в текущем году ввиду начинающегося разблокирования межстрановых и транзитных железных дорог в Южном Закавказье, сопредельном с Ираном. Точнее – к данному коридору географически примыкают железные дороги Армении, с которой тоже планируется в 2022-м организовать двусторонний агроэкспресс. А стыковка стальных артерий Армении с РФ по кратчайшему направлению обеспечивается через северо-западный и северный Азербайджан: восстановление этого армяно-азербайджанского маршрута, по оценке обеих сторон, возможно в текущем году. К тому же маршруту в Россию возможно подключение Грузии, с которой тоже увеличивается взаимная агроторговля со второй половины 2010-х: особенно быстро растут поставки в РФ плодоовощной продукции (включая консервированную).
Однако железная дорога через Абхазию закрыта по известной причине. Поэтому с учетом «вклинивания» через Азербайджан агроперевозок с Арменией и Грузией повысится нагрузка, и без того высокая, на единственную прикаспийскую железную дорогу между РФ и Азербайджаном (на юге выходящую на Иран). В этой связи потребуется повысить пропускную способность трансграничного участка (Махачкала–Дербент–Самур–Хачмас) этой дороги.
Тем временем азербайджанская сторона за 2016-2021 гг. обеспечила регулярное транзитно-логистическое взаимодействие с Ираном: введена в действие прикаспийская железная дорога с Ираном (Ленкорань–Астара); вблизи Астары построен перевалочный прикаспийский терминал, арендуемый Азербайджаном у Ирана на 25 лет. Построен также высокомощный (500 тыс. т/год) приграничный зерновой терминал Astara Grain Terminal, предназначенный в основном для перевалки российских зерновых грузов.
Кроме того, Азербайджан недавно направил в Азиатский банк развития кредитный запрос в 150 млн долл. на льготных условиях для модернизации всей прикаспийской трансграничной железной дороги (Баку–Ленкорань–Астара азербайджанская–Астара иранская). Первый транш кредита ожидается не позже 2023 года.
Между тем для увеличения скоростных агроперевозок по упомянутому коридору требуется решить ряд технических и процедурных вопросов. По оценке Владимира Обыденова, сопредседателя российско-иракского Делового совета, существенная проблема с Тегераном – это несвоевременные взаимные платежи. А санкционные и смежные валютные ограничения подталкивают бизнес к «серым» схемам. Есть проблемы и с оперативной взаимной конвертацией национальных валют. Вдобавок сказывается незнание многими предпринимателями внешнеэкономических правил Ирана, как и таможенных требований, предъявляемых к экспортерам. Более того, по словам В. Обыденова, бизнес обеих сторон не часто проверяет компетенцию финансовых и торговых контрагентов, потому «нередко сталкивается с мошенничеством».
Во всяком случае, остаётся невысокой дееспособность российско-иранского межбанковского обеспечения и страхования взаимных торговых связей; сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем до начала 2010-х, обоюдная зависимость от западных валют и от проблем их взаимной конвертации с нацвалютами.
Словом, не столько технические, сколько финансовые, правовые, таможенные проблемы сдерживают более активное транспортно-экономическое взаимодействие РФ и Азербайджана с Ираном. Что может сказываться (не исключено, что уже и сказывается) на формировании регулярных трехсторонних агроэкспрессов.
Эти проблемы существуют отнюдь не первый год, и пора бы их решить.
Оригинал статьи размещен здесь