Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

"Оказали медвежью услугу": как человек меняет жизнь диких племен к худшему

Оглавление

Когда речь заходит о каких-то племенах, аборигенах и этнических меньшинствах в Африке, Австралии или Полинезии, перед нашим взором сразу рисуется картина "дикого" человека. Это и палки-копалки, и набедренные повязки, и шаманские танцы — ассоциаций действительно много, но насколько эти представления близки к правде в нашем более современном 21 веке?

На самом деле, еще лет 50 назад зачастую именно так и выглядели самобытные племена аборигенов практически по всему миру. Только вот в 2022 году ситуация несколько изменилась. Человек и его деятельность влияет не только на природу, но и на таких же людей, кардинально меняя их образ жизни. Порой — формируемый веками.

В чем же это выражается? Как это сказывается на простых племенах? Давайте разбираться вместе.

Изменение места жительства

И первое, о чем хочется сказать, это, конечно, великое переселение племен. Где-то — немеренное, а где-то — вынужденное. Меняющийся мир, меняющийся образ нашего земного шара и рельефа местности вынуждает многие народы просто уходить с веками насиженных мест.

-2

Люди-ягуары матесесы, индейцы Синта Ларга, племя Караваев — список можно продолжать очень долго. Главное одно: всех этих людей выселили с их привычного места жительства, попросту вырубая и разрушая привычные для них условия проживания. Добыча каучука, вырубка лесов и поиск полезных ископаемых сказывается на них сильнее, чем мы думаем. Они не только теряют свои убежища, но еще и пищу. Ведь животные уходят дальше в лес, плодовые деревья вырубаются, а лекарственные травы — вытаптываются.

Вырубка лесов Амазонки
Вырубка лесов Амазонки

Им приходится строить новый мир буквально с нуля. Порой — подстраиваясь под новые условия. И это губит культуру, традиции и обычаи, меняет мировоззрение и уклад жизни этих людей.

"Гуманитарная" помощь

Кроме того, нельзя не обратить внимание и на нашу помощь этим племенам. И тут надо четко понимать: ничего плохого в помощи нет. Оказание помощи — абсолютная норма для всех цивилизованных стран. Однако между помощью и вмешательством есть огромная разница.

-4

Так, власти США и Австралии создают специальные резервации, где коренных индейцев пытаются окультурить. Научить их жить в новом мире. Вопрос лишь в том — а надо ли это людям.

Показательна ситуация с некоторыми племенами Африки. Приспособившись к жизни на гуманитарной помощи, многие из них позабыли о скотоводстве и огородничестве. Да и зачем? Психика человека так устроена, что мы всегда стараемся идти по пути наименьшего сопротивления. И работать, если все можно получить просто так... зачем? Это просто не имеет смысла — еда, теплая одежда и предметы быта и так имеются. Так целые народы подсаживаются на "иглу" гуманитарной помощи — жить сейчас без нее они просто не могут.

Племенной туризм

-5

И напоследок — племенной туризм. Очень популярная сейчас история, когда люди специально едут в племя, чтобы посмотреть их образ жизни, их быт и традиции. Они могут жить в аутентичных домах-отелях, питаться традицилнными блюдами и фотографироваться с местными жителями за символические 2 доллара. Только вот влияние такого туризма на племена куда больше, чем кажется.

И начать хочется, конечно, с изменения уклада жизни. Некоторые племена, жившие до этого натуральным хозяйством, перешли почти полностью на коммерческий образ жизни. Прием туристов, фото, продажа сувениров — все это приносит неплохой доход племени, которое может теперь позволить себе более удобную одежду, новые продукты питания и даже некоторые новые, доселе незнакомые им, предметы утвари.

-6

Так они и меняют свой образ жизни, превращаясь из самобытного племени в людей, живущих на публику. Это тот же человеческий зоопарк, но более добровольный и выгодный обеим сторонам. И, увы, события прошедших двух лет сильно повлияли на те общины, что привыкли жить за счет туризма: нет туристов — нет денег. Но и запасов нет, нет желания работать и возвращаться к привычному труду.

В общем, жизнь людей действительно меняется и далеко не всегда в лучшую сторону. Так, желая помочь, мы буквально с ног на голову переворачиваем мировоззрение целых народов, их взгляд на религию, труд и свое место в мире. И это опасно: теперь многим из них нужна реальная помощь.